Столб Время, когда «никто не интересуется ничем», — так охарактеризовал 70-е Энди Уорхол. Именно в это время Арношт Носек начал свой путь фотографа (начал фотографировать с 1973-го). Сначала погрузившись в документальную фотографию, работал для ряда крупных печатных изданий в ЧССР. Однако, несмотря на успех и востребованность, Носек решает посвятить себя глубокому изучению фотографического искусства и поступает на отделение фотографии факультета Телевидения и кинематографии Пражской академии изобразительных искусств (FAMU). Началась учеба, а вместе с ней и поиск собственного художественного и фотографического стилей. В то далекое время «развитого социализма» информация о западных мастерах и школах светописи была практически не доступна, этот информационный голод подхлестывал фотографов к более глубокому и детальному обращению к своим классикам фотографии. Арношт Носек является последователем таких великих мастеров чехословацкой светописи, как Йозеф Судек и Ян Свобода, что нашло отражение в теме его работ. Геометрически выстроенная композиция, свет, цвет, форма, структура формы — именно эти элементы составляют фотографии Арношта Носека. Творчество Носека включает в себя три основных темы: тема пражских двориков, натюрморты и пейзажи, выхваченные объективом из общего природного ландшафта.
Первый цикл составляют работы, сделанные автором в конце 80-х. Это черно-белые снимки пражских дворов, но не панорама места, а только лишь та часть, которая наиболее ярко раскрывает внутреннюю жизнь его обитателей. Ящики для песка или хранения инвентаря дворника, забытый стройматериал, старые гаражи, вещи, которые несут на себе отпечаток прошлого. На первый взгляд работы печальны, меланхоличны, однако они не создают гнетущего ощущения. В, казалось бы, замкнутом пространстве существует определенное движение и ритм, создаваемый светом, исходящим со стороны зрителя, а также запечатленных окон, водосточных труб, маленького участка дороги у гаража, что позволяет домыслить изображенное пространство.
Доска и бумага Натюрморты составляют второй цикл. На эти работы Арношта Носека вдохновило творчество Я. Свободы, который отличался уникальным фотографическим стилем в изображении предметов. Существует мнение, что жанр натюрморта самый стабильный из всех существующих. А. Носек вслед за Я. Свободой показывает, как можно трансформировать привычный всем натюрморт и не нарушать его рамок. Минимум запечатленных элементов является особенностью этого цикла. Автор прибегает к цвету, чтобы выделить ту деталь и ее структуру, которую считает главной для данного снимка.
Из полностью цветных фотографий состоит третий, заключительный цикл. Отличает этот раздел от двух предыдущих прорисовка, сочетаемость цвета и фактуры, найденные в природе. Это зеленый газон, на котором ярким пятном лежат опавшие листья, это и небольшой фрагмент деревянной ограды, спрятавшийся в осенней листве кустарника, или устремленный вверх телеграфный столб, разделяющий собой лесной массив... Мы видим сочетание двух миров — мира вещей, созданных человеком, и мира живой природы.
Фотографический снимок являет собой окно в другую, часто незнакомую нам реальность. Фотохудожник с помощью современной техники и технологий представляет адекватное отображение действительности или изменяет ее, достигая художественных целей. Носек раскрывает саму сущность изображенных объектов. Сущность же в европейской традиции связывалась с категорией красоты и прекрасного. Для автора целью творчества является обнаружение и демонстрация красоты простых деталей и вещей, от мелко прорисованных травинок до старого ведерка или давно требующего ремонта старого фасада. Арношт Носек обладает утонченным художественным вкусом и в своих работах пользуется полным набором художественных средств изобразительного искусства: цветовыми отношениями, линейной ритмикой и пластикой, композицией. Это позволяет реципиентам отметить все эстетические и художественные особенности, оценить достоинства работ.
Фотографии активизируют опыт восприятия современного визуального искусства, который есть у каждого зрителя, поднимая сознание от обыденного существования на иные уровни реальности.
Красная бумага
Комментарии