Фотографу, освоившему семейную съемку, становится тесно в бытовых рамках. В визире своего фотоаппарата он видит, что мир предметен, разнообразен в своих проявлениях: причудлив, красив и безобразен, сер и цветист.
Ах, как начинает хотеться художественной натуре запечатлеть эту землю, это небо, этот пейзаж, эту благостность и хаос, оставить на память себе и потомкам сегодняшний день, ведь завтра окружающий мир уже будет другим. И тогда рождается творчество.
Но вдруг выясняется, что выразительных средств недостает, что наработанных приемов мало, что хочется в своих фотографиях быть отличным от других и вообще «иметь лица не общее выражение».
Листая журналы, неопытный еще фотограф думает: «Мне бы их аппаратуру...» — и ошибается. Шедевры делает не камера, их создает фотограф, знающий «Как» и потом только «Чем».
С какой завистью смотрит фотограф, стесненный в средствах, на многообразие всего и всякого в магазинах фототехники, каким недоступным кажется провинциальному фотохудожнику этот арсенал. Он не догадывается, что многое можно сделать самому, и даже то, до чего не додумались фирмы. Нужно лишь немного воображения и немного изобретательности.
Мы не ставим своей задачей выдать вам технологически выверенный продукт, мы только хотим дать толчок вашей самодеятельности — импульс сметливости и легендарной российской сообразительности.
Мы не привязываем то, что хотим предложить, к какой-то определенной модели фото- или видеокамеры. Их нынче многие сотни, и у каждой свой посадочный размер, своя резьба под насадки и фильтры. Мы даем идею, а вы сами должны решить, как ее можно реализовать.
И города и веси засорены пластиковой тарой. Коричневые бутылки из-под пива, зеленые, синие, красные бутылочки из-под напитков, молочного цвета флаконы из-под разной бытовой нужности — все это может стать простым и эффектным средством вашего творческого самовыражения.
И тогда брошенная пивная бутылка волшебно превращается в сепия-фильтр, а белый флакон в софт-насадку на вспышку (фото 1).
Но нарезав множество разноцветных фильтров, оформив их в оправы, или просто вклеив в картонные рамки под фильтродержатель, вы должны знать, что применение их вовсе не самоцель, а иногда единственное средство выражения творческого замысла. Конечно, чтобы знать, надо посмотреть, попробовать.
Теория светофильтров досконально проработана относительно черно-белой фотографии, в цветной же все зиждется на вкусовых пристрастиях снимающего, на мере допустимого и художественного таланта. Следует помнить, что фильтр усиливает тот цвет, в который он сам окрашен, что зеленый, к примеру, сделает ярче растительную зелень, а осенние красные листья осин сделает черными, но и белые стволы берез окрасятся неприятной зеленью, и небо станет грязным. Нельзя описать все случаи использования цветных фильтров, каждая фотография конкретна, ограничимся общей рекомендацией — будьте внимательны и осторожны.
Сепия наполнит пасмурный день неясным ярким светом, синий привнесет загадку или угрозу, в зависимости от сюжета, розовый — нежность, красный — тревогу (фото 2).
Фото 2 Совсем не обязательно использовать цветные фильтры на объективе. Иногда, и очень часто, целесообразнее поставить их на вспышку и подсветить окрашенным светом необходимый план или фрагмент кадра — то, что, на ваш взгляд, требует усиленного восприятия.
И еще одно маленькое замечание. Пластиковые бутылочные фильтры нежны и ранимы. Оберегайте их от потертостей и царапин. Пыль лучше сдувать резиновой грушей.
Теперь о стеклах. Не поленитесь зайти в мастерскую, где режут стекла. Здесь среди ненужных отходов вы наберете великое множество обрезков «кривых» витражных стекол и значительно обогатите свою творческую палитру и даже откроете новый мир: деформированный, кривой, устремленный, загадочный и непонятный. Здесь же, в мастерской, вы можете нарезать их под необходимые размеры. Вам останется дома обработать острые края наждачным бруском под струей воды и наклеить стекла суперклеем на рамки из любого твердого материала (фото 3).
Такими фильтрами надо пользоваться с фильтродержателем, отсюда надо находить размеры и стекол, и рамок.
Мы не можем дать рекомендаций по съемке с «кривыми» фильтрами, неизвестно, какие эффекты достанутся вам: тут опять все зависит от меры вкуса и таланта, мы можем лишь показать на примерах некоторые возможные применения для решения творческого замысла.
Фото 4 Открыточных изображений собора Василия Блаженного множество. Счет их на миллионы. Всякий приезжающий в Москву с фотоаппаратом обязательно снимает это великое творение русских зодчих. Православное устремление к Богу — вот задача, которую пытается решить эта фотография. Следует заметить, что такая съемка требует обязательно зеркальной или цифровой камеры, необходимо видеть и оценить эффект (фото 4).
«Аничков мост, дождь и зеленый автомобиль» так названа фотография. Это Санкт-Петербург. Идею изломанности судьбы города пытается осмыслить и решить эта работа. Здесь уже другое стекло (фото 5).
«Осень». Любимая пора всех фотографов. Мир трепетен и ярок. Тут подход импрессионистский — впечатление (фото 6).
Ищите к каждому явлению, к каждой картине природы или жизни свой подход. «Кривые» стекла лишь элемент, они призваны не исказить мир, а просто увидеть его по-новому.
Электронная вспышка — обязательный атрибут современной фотографии. Вспышка на камере призвана обеспечить общее, заполняющее освещение. К недостаткам ее можно отнести повышенную контурную резкость и черные тени за спинами снимаемых. Фотографы решают эту проблему, светя в потолок, но это требует большого расхода энергии вспышки. Частично может помочь вам софт-насадка, сделанная из подходящего молочного по цвету флакона (фото 7).
Фото 7, 8, 9 Сэкономленный на батарейках капитал вы сможете потратить потом на приобретение чего-нибудь «фирменного». Отражатель, оклеенный фольгой, нужен для того, чтобы получить не просто источник рассеянного света, а широкий луч. Свет вспышки с такой насадкой мягкий, пластичный. Немного бумаги, немного терпения, и вы получите еще один творческий инструмент. Это сотовая насадка на вспышку (фото 8). Назначение ее прямо противоположно софт-насадке. Если первая призвана служить источником рассеянного света, то вторая — это источник остро направленного, концентрированного света.
Накатайте из полосок бумаги шириной два сантиметра, с клеем, на стержне от шариковой ручки трубочки. Склейте их в блок, по размерам рефлектора вашей вспышки. Из полосы ватмана склейте оправу по конфигурации вспышки. Принципиальные решения должны быть понятны из фотографии (фото 9).
Повторяем: мы не можем давать конкретных размеров в сантиметрах и миллиметрах, вам самим придется решать эти задачи, исходя из имеющейся аппаратуры.
Работа вспышки с сотовой насадкой имеет свои особенности. Она должна быть выносной, на удлиняющем синхрокабеле. Место ее определяется задачей, которую вы хотите решить: отсечь ли светом объект съемки, использовать ли как источник рисующего света или как направленного контрового в портретной съемке — понимание приходит с опытом. Пробуйте, дерзайте и успех обязательно придет к вам. Вот два примера того, как может быть использована вспышка с сотовой насадкой.
Съемка без заполняющего света, одной вспышкой с сотовой насадкой. Рисунок жесткий, конкретный, подчеркивающий мужскую природу модели (фото 10) .
Эти, как бы мартовские, коты помещены фотографом в ночь, в свет уличных фонарей, все лишнее отсечено, и длинные тени подчеркивают ситуацию (фото 11).
И еще несколько общих положений. Современная творческая фотография базируется на авторском видении мира, на качественной реализации замысла, на нестандартном решении привычного. Только постоянный поиск и осмысление приемов и способов съемки могут вывести вас в выставочный и конкурсный ряд.
Желаем творческих успехов!
Комментарии