Сергей Шандин

Сергей Шандин закончил МГТУ им. Баумана по специальности «Оптические приборы». После этого работал верстальщиком, дизайнером, занял солидный пост в рекламном агентстве — а потом бросил все и стал «свободным фотографом». Увлечение фотографией не давало покоя многим из нас, но мало кто рискнул отказаться от стабильного заработка и заняться любимым делом. Сергей как раз из таких. Курс в школе Павла Смирнова «систематизировал» его знания и добавил мощный творческий импульс. «Да, заработок «вольного фотографа» нестабилен, по сравнению с работой офисного рекламщика, но приносит гораздо больше удовлетворения», — улыбается он. — «Зарабатывать фотографией получается, но есть и небольшая проблема: если много снимаешь на заказ, за деньги, подход к фотографии меняется, желания развития в художественном смысле может и не остаться. Для того, чтобы развиваться, необходим элемент хобби, именно увлечения, съемки «для себя».

Развитие — это постоянная борьба с собой, преодоление ежедневной рутины, которая мешает двигаться вперед. Постоянное движение входит в понятие профессионализма: фотограф-профессионал — это тот, кто снимает МНОГО, то есть хорошо, систематически и осознанно. А это задача не из легких. К тому же надо продолжать учиться, заниматься самообразованием, поскольку никакие курсы фотографии не дают нужного объема знаний. Выпускникам очень не хватает серьезной художественной методологии, подобного курса для фотографов до сих пор нет. Студентов учат технике, композиции, но никто не может научить сути, тому содержанию, которое должно быть на снимке. Поэтому многие студенты после курса фотографии обычно обращаются к изучению истории искусств, к живописи.

Композицию, освещение и символику предметов можно изучать по натюрмортам голландцев, работы которых можно посмотреть, например, в ГМИИ им. Пушкина (Питер Клас, Виллем Янс ван Алст, Абрахам Хендрикс ван Бейерн, Виллем Калф и другие), и еще более широко они представлены в Эрмитаже. «Интересно, что на картинах голландцев цветы частично освещены резким светом, а частью — мягким... Это освещение вполне можно повторить, работая световой кистью», — говорит Сергей.

Данная техника позволяет получить уникальный световой рисунок, которого нельзя добиться, используя другие средства. Суть метода в том, что каждый объект подсвечивается отдельно, и источник света во время экспонирования движется. Как правило, используется мультиэкспозиция, то есть съемка происходит на один и тот же кадр несколько раз. Для каждого предмета в кадре можно расставить любые мыслимые световые акценты.

«Интерес к световой кисти у меня возникпосле прочтения статьи Георгия Розова (http://www.rozov.ru/lessons.shtml)», — рассказывает Сергей.— Но позволить себе фирменную световую кисть не мог — это довольно дорогой прибор. В итоге я сделал простейшую светокисть из подручных материалов. Я не использовал оптического волокна, сложных насадок и прочего. Все, что понадобилось для начала, это галогеновый ручной фонарик, пластиковая бутылка, алюминиевая фольга, клей и черная изолента...»

Советы и подробные рекомендации по съемке Сергей разместил на сайте http://shandin. narod.ru. Загляните туда, и вы узнаете, что для того, чтобы начать снимать со световой кистью, особых затрат на специальную технику не нужно. Там же приводятся основные приемы работы светокистью.

Понятно, что съемки такого рода требуют практики. Важно все поэтапно записывать: соотношение яркостей, направление лучей, количество точек светового акцента. Обязательно до начала съемки нужно рисовать эскиз, на котором подробно отметить время засветки каждого объекта или даже фрагмента. Предметы по-разному поглощают свет, поэтому при съемке сложных натюрмортов предпочтительнее замерять яркость, чтобы выставить правильную экспозицию и не «провалить» темные объекты.

Повторить одно и то же освещение при съемке со световой кистью просто невозможно, но преимущество в том, что светом и цветом можно полностью управлять. Неудобно, что результат будет ясен только после проявки, но тут уж ничего не поделаешь — до получения готового слайда фотограф не видит всей картины освещения. Помочь может цифровая камера: в этом случае учишься намного быстрее, ведь можно сразу оценить свои ошибки и оперативно их исправить. Сейчас Сергей активно использует цифровую камеру при съемке натюрмортов с последующим «сведением» кадров в Photoshop. Для этого слои накладываются в режимах Screen или Lighten. Так на цифровую 6-мегапиксельную камеру был снят натюрморт с самоваром: понадобилось 10 экспозиций (количество снятых дублей было раза в три больше). Остальные композиции были сняты на пленку (слайд 4х5’’ и 35-мм негатив).

Все это поначалу довольно сложно, но очень интересно, а к тому же позволяет сделать что-то действительно необычное. Главное — пробовать, анализировать ошибки и исправлять их, повторять и добиваться задуманного. Важно с самого начала выстроить сюжет, подобрать подходящие предметы и не вносить в композицию лишних деталей. Все получится, если продолжать снимать и не уставать фантазировать.








Комментарии

Николай
10.11.2008
0
Наташа, я хорошо знаю работы этого художника, мне кажется Вы очень отчетливо уловили сущность его работ, его стремление к совершенству. Но, у него уже появились еще более совершенные работы. Посмотрите их.
Николай
10.11.2008
0
Наташа, я уже отправил Вам свое мнение об этом художнике.

Похожие статьи

Удар, еще удар! А теперь будем мочить... Olympus представляет ударопрочную водонепроницаемую камеру TOUGH TG-870
21 марта 2016
Новости

Удар, еще удар! А теперь будем мочить... Olympus представляет ударопрочную водонепроницаемую камеру TOUGH TG-870

Новая камера Olympus TOUGH TG-870 достаточно прочная чтобы оказаться где угодно – водонепроницаемая до 15 м, ударопрочная до 2,1 м, выдерживает давление до 100 кг, пыленепроницаемая и морозоустойчивая до -10°C, она станет непревзойденным помощником для всех ваших приключений.

Тест батареек АА и ААА: дороже — не значит лучше!
18 ноября 2015
Тесты

Тест батареек АА и ААА: дороже — не значит лучше!

Вот вопрос на засыпку: а какие батарейки вы купите? Почти наверняка — именно тех брендов, которые на слуху и хорошо знакомы благодаря рекламе. То есть — самые дорогие. Думаю, не для кого не секрет, что расходы на рекламу производители обычно закладывают в цену своей продукции… Сейчас на рынке батареек представлено огромное количество торговых марок и почти все они заявляют на упаковке повышенную работоспособность и надежность. Но так ли велика разница между всевозможными образцами на самом деле? И разумно ли переплачивать за то, что больше всего рекламируют?

В круге света
1 декабря 2006
Обзоры

В круге света

Рынок осветительного оборудования отличается определенной стабильностью в том смысле, что новые модели осветительных приборов не появляются с такой скоростью, как это происходит на рынке компактных фотокамер или телефонов. Все же это оборудование в большей степени рассчитано на профессиональных фотографов.

Adobe представила полноценную версию Photoshop для iPad Pro
16 октября 2018
Новости

Adobe представила полноценную версию Photoshop для iPad Pro

О том, что Adobe работает над полноценной версией Photoshop для iPad Pro стало известно ранее в этом году. Официальный анонс редактора состоялся 15 октября на конференции Adobe MAX 2018 в Лос-Анджелесе.

7 дней фото!
1 декабря 2006
Обзоры

7 дней фото!

«Осторожно, наш поезд отправляется! Следующая остановка — «Кельн Мессе / Дуйтс» Эту фразу (разумеется, на немецком) я слышал каждое утро в скоростной электричке, доставлявшей меня из Бонна в Кельн. Последний перегон очень короткий — меньше километра. Поезд извивающейся змейкой покидает кельнский вокзал.

Цифровые камеры Samsung получили длиннофокусный объектив и Wi-Fi
26 апреля 2012
Новости

Цифровые камеры Samsung получили длиннофокусный объектив и Wi-Fi

Компания Samsung Electronics представляет новую линейку цифровых камер с длиннофокусным объективом и поддержкой Wi-Fi, которые идеально подходят для туризма и путешествий. Модели WB850F, WB150F и ST200F отличаются мощным оптическим зумом и высоким качеством изображения. Благодаря Wi-Fi новые камеры позволят пользователям делиться своими фотографиями с друзьями или размещать их на фотохостинге, находясь в любой точке мира...

Sony объявляет цену на камеру Alpha 9 II в России
10 декабря 2019
Новости

Sony объявляет цену на камеру Alpha 9 II в России

Alpha 9 II - это новейшая модель в популярной линейке полнокадровых камер со сменными объективами Sony α™(Alpha™). Камера была создана специально для поддержки профессионалов, работающих в сфере спортивной фотографии и фотожурналистики. Старт продаж в Alpha 9 II в России намечен на середину декабря 2019 года. Цена камеры составит 389990 руб.

Размер имеет значение
15 марта 2004
Советы

Размер имеет значение

В прошлом номере мы писали о том, как улучшить свои снимки в цифровой фотолаборатории. Мы говорили о кадрировании, тонировании и восстановлении фотографий. В принципе мы обсудили все наиболее часто востребованные услуги и возможности. Все, кроме одной — увеличения. Вопрос, каким форматом печатать выбранную фотографию, стандартным 10х15 или почти плакатным 30х40, для большинства фотолюбителей возникает не часто.

Новый объектив Zeiss Batis 2/40 CF T* для байонета Sony E
2 октября 2018
Новости

Новый объектив Zeiss Batis 2/40 CF T* для байонета Sony E

Компния Zeiss выпустила новый объектив Batis 2/40 CF, который пополняет серию объективов для полнокадровых камер Sony, расширяя линейку до пяти моделей. Объектив обеспечивает быструю и бесшумную автофокусировку, а также имеет пыле/влагозащитную конструкцию для съёмок при неблагоприятных погодных условиях.

Компания Machang Optics выпускает новый объектив Camlan 28mm F1.4 MFT APS-C
1 июня 2018
Новости

Компания Machang Optics выпускает новый объектив Camlan 28mm F1.4 MFT APS-C

Китайская компания Machang Optics готовится к запуску своего нового объектива Camlan 28 mm F1.4 MFT APS-C. Сбор средств на его выпуск организован на краудфандинговой площадке Kickstarter. Объектив позиционируется, как альтернатива более дорогим аналогам, предлагая «оптику премиального качества», низкий уровень хроматических аберрацией и полностью металлический корпус.