Съемка птиц

Все начиналось достаточно обыденно. Звонок. Предложение сделать фотоматериал о Сиваше. Готовилась экспедиция гидробиологов, организованная Черноморским офисом Wetlands International. Листание энциклопедий, справочников, поиск общей информации... Как-то не впечатляло. Ну лиман, ну лагуна, ну солончаки… Чего-то не хватало. Так же вяло продолжалась закупка пленки, проверка аппаратуры и снаряжения перед выездом. И вот последняя встреча в Институте зоологии, разговор с руководителем экспедиции. Вам когда-нибудь назначали встречу на острове Папанин или на полуострове Тюп-Тархан? И вот именно в этот момент, глядя на карту Сиваша, начинаешь понимать, что не побывав там, просто не найдешь себе места, не сможешь спокойно жить. Это как любовь с первого взгляда: смотришь и понимаешь — все, попал!

Дальше все быстро и привычно — билеты, поезд, Симферополь, встреча. Незнакомые люди, с которыми мгновенно завязывается интересный разговор. Еще пару часов на автомобиле и вот он — Сиваш! В голове начинают мелькать какие-то обрывки из справочников, энциклопедий. Но насколько же там сухо это все описано! Поражает обилие птиц — они просто везде! Если захотите, чтобы в кадр не попали птицы, придется постараться. Чайки, крачки, утки, бакланы, кулики постоянно на виду. Особое место занимают пеликаны. Издали они кажутся небольшой розовой линией на острове. При более близком рассмотрении поражают величием и грацией. Это вам не в зоопарке смотреть, как они переваливаются неуклюже с лапы на лапу, напоминая выздоравливающих инвалидов. Полет этих великанов просто завораживает! А когда они совершают вечерний променад, паря в воздухе практически без единого взмаха крыльев, то сильно напоминают «Боинги» перед посадкой в Шереметьево...

На островах множество колоний чаек и крачек. Интересна реакция этих птиц на человека: при подходе они взлетают как бы нехотя, не скрывая своего возмущения. Чувствуют себя здесь хозяевами. У этих миленьких птичек есть такая, далеко не великосветская, форма защиты от врагов: когда непрошеный гость заходит на территорию колонии, они с криками начинают атаковать его. Если это не помогает, устраивают пришельцу жидкую атаку с воздуха, достаточно точно попадая «патронами» в цель. Неприятно, но и не обидно — кто же любит непрошеных гостей?

Сфотографировать хочется все и сразу, глаза буквально разбегаются! Это совсем не похоже на зоопарк с его стесненными условиями и унылыми животными, здесь — простор, свобода!

Фотографировать птиц легко и одновременно трудно. Легко — поскольку это дело очень азартное, требующее от человека умения концентрировать внимание на одном объекте съемки, при этом не оставляя без внимания и окружающую обстановку. Общение с птицами доставляет немало удовольствия и приятных минут истинному любителю природы. Трудно — потому что птицы не самый простой объект для фотографирования. Они почти никогда не сидят на месте, особенно мелкие виды. Кулики, воробьиные, например, все время что-то делают, чистятся, просто крутят головой в разные стороны. Еще одна сложность заключается в том, что достаточно трудно обеспечить требуемую глубину резкости кадра, особенно при фотографировании птиц больших размеров — орлов, аистов, журавлей, фламинго и им подобных. Приходится сильно прикрывать диафрагму, а это не всегда желательно, потому что при подобной съемке используются, как правило, очень короткие выдержки. В ряде случаев ситуацию спасает высокочувствительная пленка.

Основных методов фотосъемки птиц два: «с подхода» и «с укрытия» («со скрадка»). Каждый из этих методов имеет свои преимущества и недостатки.

Фотографируя «с подхода», вы гораздо больше увидите, ибо будете иметь возможность перемещаться, изменять маршрут в зависимости от конкретной сложившейся ситуации. Фотосъемка из укрытия имеет свои преимущества — фотограф остается незамеченным для снимаемых «моделей», и они ведут себя более спокойно, хотя часто все же чувствуют присутствие посторонних. К недостаткам можно отнести и то, что вы не можете сильно вмешаться в процесс съемки, так как вынуждены сохранять свое инкогнито.

Все птицы хорошо видят, а большинство из них еще и хорошо слышат. Это нужно учитывать при подготовке к съемке. Одежда должна быть не броской, не выделяющей вас из окружающего «пейзажа». Модный нынче камуфляж не панацея на все случаи жизни, лучше иметь несколько комбинезонов, позволяющих «слиться» с разнообразной растительностью. Достаточно универсальные цвета — черный, темно-синий, коричневый. Учитывая, что птицы очень чувствительны к звукам, особое внимание следует обратить на «голос» вашей камеры. (Идеальным было бы, если бы она была вообще «немой».) Чаще всего аппаратура издает целый комплекс звуков: щелканье затвором, жужжание механизма перемотки пленки и зума и т.д. Даже если снимаемые животные не обращают особого внимания на звуки аппаратуры, они все равно легко вас по ним обнаружат. Хорошо бы отключить все звуковое сопровождение в камере, оставив лишь самое необходимое.

Идеальным считается положение, когда вы находитесь на одном уровне со снимаемой птицей. Так, при съемке бегающего среди волн на отмели куличка вам придется составить ему компанию и прилечь рядом. Лежа удобно снимать и высоких птиц: дроф, гусей, куликов с высокими ногами (ходулочников, шилоклювок).

Птицы, как уже отмечалось, очень динамичный объект съемки — можно легко упустить интересный момент, меняя, например, пленку. Поэтому, если остается пара кадров между «спектаклями», лучше воспользоваться антрактом и поменять кассету — право же, несколько сэкономленных кадров не стоят упущенного снимка! Хорошо иметь наготове еще одну камеру с заряженной пленкой.

Если вам предоставилась возможность использовать в фотосессии транспортные средства, не отказывайтесь: в местах, где птиц не стреляют с лодок, они достаточно спокойно реагируют на них. К тому же лодка с хорошим мотором обеспечит некоторое преимущество в скорости и маневренности. Однако не нужно забывать и об этической стороне дела: подъезжая к птицам, сохраняйте комфортную для них дистанцию (какова она, легко понятно по их поведению). Взрослые птицы и полностью перелинявшие, скорее всего, улетят от вас — придется постараться, чтобы поймать их в кадр, нажать на спуск и при этом не выпасть из лодки, которая несется и прыгает на волне. Хорошо если рядом есть опытный помощник, который способен подстраховать вас, комментируя изменения съемочного режима фразами: «Справа!», «Слева!» «Сверху!». Вообще когда вы смотрите в телеобъектив, то видите очень небольшой кусочек мира. Поэтому здесь может пригодиться умение фотографировать с открытым левым глазом, когда вы наблюдаете за происходящим не только через видоискатель! Именно так был снят взлетающий пеликан.

Интересных результатов можно добиться, снимая с лодки при подходе к островам. Необходимо сразу предупредить рулевого, чтобы он не «подстраивался» под налетающую птицу, а шел своим курсом, иначе у вас есть все шансы слететь с лодки при ее неожиданных маневрах. Там и без того держаться особо не за что, так еще приходится наблюдать окружающий мир в видоискатель. Фотографировать птиц желательно в момент подлета — со временем вы научитесь чувствовать, когда и где чайка будет разворачиваться. Если вы не пользуетесь автофокусом, то нажимайте на спуск, как только клюв стал резким, при этом не забывая «провести» объективом в сторону полета птицы. Но лучше всего перейдите в режим точечного автофокуса, установив максимальную диафрагму. Света днем на острове столько, что выдержка в любом случае будет не меньше 1/250 с, а этого вполне достаточно, чтобы «остановить» движение (правда, иногда легкая нерезкость только улучшает снимок).

Эта съемка очень азартна, и пленка вылетает мигом! Смена ее в таких «боевых» условиях — вещь непростая: если вы сидите на носу лодки, есть опасность попасть под волну или просто в брызги. Лучше всего попросить рулевого снизить скорость и, прикрывая фотоаппарат, поменять пленку. Известно, что аппаратуру нужно оберегать от морской воды, а на Сиваше это особенно актуально! Соленость в некоторых местах такая, что купаться нельзя — вода просто щиплет глаза. Представляете, что будет с аппаратурой, попади она в такой соляной раствор?

Теперь об оптике. Учитывая то, что приходится снимать обширные пространства, лучше иметь широкоугольник. Впрочем, два универсальных зума в 28—80 и 75—300 мм пригодны почти для всех типов съемок. Телевика с фокусным расстоянием 300 мм при съемках на открытых пространствах методом «с подхода» может оказаться недостаточно — лучше брать 500 мм, а то и больше. Не лишним окажется и режим «Макро» — можно снять крупно гнездо, портрет птенца или куст солероса...

Снимая в колониях птиц, ходите между гнездами осторожно, чтобы не наступить на яйца или птенцов. Подолгу задерживаться в колонии нельзя — в сильную жару птенцы, оставшиеся без присмотра, могут погибнуть от перегрева. (В тени 37 градусов, а на солнце еще «веселее!»). Иными словами, фотографировать нужно быстро, но в то же время движения должны быть плавными, чтобы не распугать птенцов и не раздражать и без того сердящихся родителей сверху. Особо следует сказать о защите аппаратуры — как уже было сказано, некоторые птицы защищаются от врага не совсем приятным способом, достаточно точно попадая... Так вот, если такой «жидкий» знак убеждения попадет на аппаратуру, а тем более на линзу объектива, неприятности гарантированы. Неплохо иметь с собой набор для чистки оптики и немного пресной воды. Брызги от волн, мелкая пыль — все это следует как можно быстрее убирать с аппаратуры. Переднюю линзу объектива лучше всего вообще защитить нейтральным светофильтром.

Заранее запаситесь несколькими комплектами проверенных фирменных батареек или аккумуляторов — на всем протяжении фотосессии электричество попадается нечасто, и возможности «подзарядиться» у вас не будет.

Из мелких неприятностей здесь могут быть комары. В некоторых местах их столько, что они летают практически круглосуточно. Выглядит это так: вас высаживают на остров, вы добродушно помахали уходящей лодке рукой и, ничего не подозревая, хотите зайти от прибережной полосы в растительность. Тут-то на вас и набрасывается целое полчище комаров, жужжа крыльями и радуясь неожиданному завтраку или обеду. Всевозможные мази и спреи от комаров это скорее психологическая поддержка, чем реальная помощь. Мы использовали сразу несколько кремов типа «Тайга», «Кедр», «Таежный», «Дэта» и другие. Комары, видимо, путались в названиях и некоторое время не кусались... Хорошо, если палатка имеет москитную сеть, которую нужно закрывать каждый раз после выхода или входа. Иногда создается впечатление, что несколько самых упорных комариков терпеливо ждут, когда же вы откроете ее хоть на сантиметр! Вообще нужно приучить себя закрывать палатку, дабы избежать посещения непрошеных и не очень приятных гостей, например, каракурта и сколопендры, укусы которых весьма и весьма болезненны, а то и опасны для здоровья. По той же причине нужно прятать обувь и не оставлять ее на ночь возле палатки. Особую осторожность нужно соблюдать при подходе к краям обрывов, особенно в тех местах, где они имеют отрицательный угол, поскольку «ухнуть» на мелководье с 15-метровой высоты с аппаратурой (да даже и без нее) удовольствие сомнительное...

И когда вы идете в одиночку по одному из островов, и солнце заливает все вокруг — лагуну, белоснежные косы, летающих птиц и прозрачную воду, — вдруг хочется, чтобы этот мир так и остался нетронутым, сохранив при этом всю свою первозданную красоту.

Вот и последняя точка маршрута. Прощаясь, понимаешь, что этот соленый воздух, эти комариные песни, от которых подчас невозможно заснуть, эти люди, с которыми ты провел вместе столько дней и ночей и уже ставшие твоими товарищами, — все это останется в твоей душе. Навсегда.

Фото автора. gladkewichs@mail.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Тест зеркальноого фотоаппарата Canon EOS 1D Mark IV: скоростная съемка для скоростного спуска
23 марта 2012
Тесты

Тест зеркальноого фотоаппарата Canon EOS 1D Mark IV: скоростная съемка для скоростного спуска

Топовые репортерские камеры обновляются немного реже, чем младшие модели. И вслед за недорогой новой репортерской камерой Canon 7 D в октябре 2009 года появилось долгожданное обновление скоростной профессиональной репортерской камеры высшего класса серии 1 D, носящий теперь индекс Mark IV. Меня заинтересовала прежде всего возможность качественной съемки на высокой чувствительности, чего, к сожалению, не хватало камерам предыдущих поколений.

Без смущения 2.0
7 декабря 2017
Новости

Без смущения 2.0

Центр фотографии имени братьев Люмьер возвращает на свои стены выставку «Без cмущения» американского фотографа Джока Стёржеса.

Быстрее не бывает. Новая беззеркальная камера Sony α6300 получила самую быструю в мире автофокусировку
15 февраля 2016
Новости

Быстрее не бывает. Новая беззеркальная камера Sony α6300 получила самую быструю в мире автофокусировку

Компания Sony представила модель α6300, новейшее дополнение к своей отмеченной наградами серии камер со сменной оптикой. Эта модель оснащена непревзойденной системой 4D FOCUS™, которая способна сфокусировать изображение объекта всего за 0,05 секунды, самое быстрое в мире время автофокусировки[i]. Кроме того, модель α6300 использует 425 точек фазового автофокуса, которые с высокой плотностью покрывают всю площадь кадра – самое большое в мире число точек автофокусировки среди всех камер со сменными объективами[ii]. Новая камера позволяет вести съемку со скоростью до 11 кадров в секунду при непрерывной следящей автофокусировке и экспозиции.

Компактная фотокамера FUJIFILM FinePix XP60 способна на скоростную серийную съемку и Full DH видео даже под водой
27 января 2013
Новости

Компактная фотокамера FUJIFILM FinePix XP60 способна на скоростную серийную съемку и Full DH видео даже под водой

FinePix XP60 - последнее пополнение линейки всепогодных фотокамер серии XP. Основываясь на успехе XP50, новинка предлагает более высокое качество изображения, 5-кратный оптический зум, а также способность работать в любых условиях. Семейный отдых всегда предполагает массу эмоций и впечатлений, которые хочется сохранить надолго. FUJIFILM FinePix XP60 предлагает идеальное решение для активного отдыха: надежную камеру, которая делает снимки хорошего качества в самых экстремальных условиях. Используя весь потенциал новой фотокамеры с 4-мя степенями защиты, вы будете получать четкие и качественные снимки, как на земле, так и под водой.

Проверено времени
28 ноября 2005
Советы

Проверено времени

Сергей ДУБИЛЬЕР, постоянный автор журнала с 1997 года СКОЛЬКО МЕГАПИКСЕЛЕЙ В КАДРЕ ПЛЕНКИ? Этот вопрос до сих пор не дает покоя любителям всякого рода сравнений. Главный подтекст таких сравнений отлично поясняют два вопроса, которые также звучат нередко: «Когда «цифра» по качеству сравнится с «пленкой»?» и «Не пора ли срочно избавляться от пленочной техники, пока за нее еще можно получить хоть какие-то деньги?».

Обзор беззеркальной камеры Canon EOS R
13 января 2019
Обзоры

Обзор беззеркальной камеры Canon EOS R

Беззеракальные камеры уже не новость в мире цифровой техники. И многие ждали первой беззеркалка от Canon. Не раз слышал, что с возможностями Canon, почему тянут так долго? Да я и сам, собирая в горы очередной тяжелый рюкзак с техникой, думал, ну когда же уже. По крайней мере я ждал, что вес для меня будет решающим фактором. Но все-таки я не совсем правильно думал.

Обзор телевизора SHARPLC 50LE751RUAQUOS
10 июня 2014
Обзоры

Обзор телевизора SHARPLC 50LE751RUAQUOS

Дизайн оригинальный. Зрительное отсутствие боковых рамок, металлические горизонтальные рамки плюс подставка создают впечатление парящего в воздухе телевизора. А панель управления с логотипом навевает сравнение с техникой будущего.

Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть III
30 июня 2011
Обзоры

Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть III

Приближение лета в этом году ощущалось особенно остро благодаря количеству грядущих мастер-классов, посвященных именно свадебной съемке. Мастера, известные и не очень, в разных уголках страны раскрывали жаждущим подготовиться к «сезону» секреты wedding-фотографии… Практика проведения мастер-классов, распространенная во всем мире, добралась до нас несколько лет назад.

Cтильные беспроводные спортивные наушники для меломанов, предпочитающих активный образ жизни
9 января 2018
Новости

Cтильные беспроводные спортивные наушники для меломанов, предпочитающих активный образ жизни

Компания Sony представляет три новые модели стильных беспроводных спортивных наушников для меломанов, предпочитающих активный образ жизни - WF-SP700N, WI-SP600N и WI-SP500. Эти качественные и функциональные спортивные наушники одинаково хорошо подойдут для шумного тренажерного зала, спокойного занятия йогой или ежедневного использования.

Galaxy Note10+ получил высшую оценку в истории рейтинга DisplayMate
21 августа 2019
Тесты

Galaxy Note10+ получил высшую оценку в истории рейтинга DisplayMate

Эксперты компании DisplayMate после всестороннего тестирования объявили, что смартфон Galaxy Note10+ получил самую высокую в истории рейтинга оценку качества A+ и установил новый стандарт качества для дисплеев мобильных устройств.