Съемка панорам: небесное око

Создатели проекта AirPano занимаются съемкой сферических панорам сверху, с высоты птичьего полета. В результате любой человек, сидя дома за компьютером, может посмотреть достопримечательности нашей планеты с необычного ракурса. Зритель с очень высокой степенью достоверности видит мир на экране монитора так, будто он сам находится в кабине вертолета или если бы вдруг он научился летать.


Беркуты над Москвой Россия, Москва. Май, 2010Беркуты над Москвой
Россия, Москва.
Май, 2010
1/800 с, f/8, ISO 400.
Фото: Сергей Семенов

 

Как все начиналось?

Когда-то давно, примерно в 2006 году, мы научились снимать сферы на земле. Тогда это было еще в диковинку и являлось занятием для продвинутых энтузиастов фотографии. Требовались штатив, специальная панорамная головка, достаточно глубокие знания при съемке и склейке сферы. Со временем технология упрощалась, развивалась и становилась все более доступной. К тому времени мы имели довольно большой опыт в фотосъемке с вертолетов и самолетов, и однажды у нас появилась идея: а почему бы не нарушить все существующие классические законы съемки сфер и не попытаться сделать это в воздухе? И мы придумали, как снять сферу в небе, где нельзя поставить штатив и высокоточную панорамную головку, а вертолет из-за ветра сносит на десятки метров при съемке.

После нескольких неудачных попыток у нас получилось это сделать, и результат превзошел все наши ожидания. Эффект присутствия был ошеломляющим, зритель словно сам сидел в вертолете и видел окружающий пейзаж собственными глазами.

Вначале проект был просто попыткой открыть дверь в иную реальность: ведь ни съемка обычных панорам, ни видеосъемка не передают того, что может передать сферическая панорама. Если человек хоть раз это увидел, он сразу понимает, что другого такого опыта (кроме, конечно, непосредственного пребывания в точке съемки) просто нет.

Будучи фотографами, мы побывали примерно в сотне стран мира и смогли увидеть собственными глазами совершенно невероятные пейзажи. И когда стало ясно, что теперь все это можно показать людям в новом качестве, мы решили, что должны сделать это.

Мы с Андреем Зубец, нашим главным конструктором и генератором технических идей, начали создавать сайт. Я снимал, он обрабатывал результаты и выкладывал их в Интернет. Примерно через год мы поняли, что планета очень большая и вдвоем нам не справиться. К тому времени за годы фотопутешествий у нас появилось много друзей и коллег в нашем кругу любителей пейзажной фотографии. Я предложил им присоединиться к нам, и некоторые согласились. Кто-то из них умел программировать, кто-то занимался web-дизайном, кто-то был специалистом в постобработке, кто-то хорошо писал тексты. В итоге в нашем проекте собралась очень сильная команда увлеченных энтузиастов панорамной фотографии, которая позволила нам создавать продукты высочайшего качества.

Мы последовательно и планомерно снимаем интересные места буквально по всей планете. Сейчас у нас отснято около 60 таких мест. На нашем сайте уже выложено более трехсот панорам, причем многие места представлены в виде виртуальных туров: вы можете посмотреть какой-либо интересный объект, скажем, Куала-Лумпур или Нью-Йорк, с нескольких точек съемки.

Научившись снимать сферические панорамы в небе, мы не остановились и поставили себе новые, более сложные задачи. Мы разработали технологию съемки с вертолета в движении, затем научились снимать сферы с летящего самолета. Потом пришла очередь ночной съемки, съемки многорядных сфер сверхвысокого разрешения и, наконец, воздушных панорам разрешением свыше 1 гигапикселя! В общем, сумели сделать все то, что, согласно классическим представлениям о фотографии, сделать в воздухе очень сложно либо вообще невозможно. Затем мы попробовали спуститься под воду и сняли несколько десятков подводных панорам на Мальдивах. В 2011 году нами была закончена разработка собственной методики съемки «360-видео». Это очень серьезный шаг вперед в воссоздании на компьютере виртуальной реальности. «360-видео» — это не статическая сфера, а фактически сферическая панорама в движении: на всем пути движения камеры, автомобиля или вертолета зритель может смотреть по сторонам, будто он сам находится в точке съемки и летит в вертолете.

 

Что такое сферическая панорама? Чем она отличается от традиционной фотографии?

По степени достоверности передачи окружающего пространства сфера на порядок превосходит любую самую профессиональную и дорогостоящую фото- и видеосъемку. Например, если вы подбираете себе дом, вы можете, сидя за компьютером, потратить 10 минут на виртуальное путешествие по какому-нибудь коттеджу на другом конце света и получить очень полное представление об этом доме, как будто вы видели его собственными глазами и сами гуляли по комнатам. Никакая, даже высокобюджетная и профессиональная фотовидеосъемка не может дать этого.

При просмотре сферы зритель как бы «перелетает» в точку съемки и видит в точности то, что видел бы собственными глазами, находясь на том месте, откуда снимал фотограф. Он может вращать головой во все стороны: влево-вправо, вверх-вниз, он может увеличивать интересные участки изображения, как бы подходя ближе, может перемещаться между разными точками съемки. Возникает сильнейший эффект присутствия, который особенно хорошо проявляется на больших мониторах. При этом надо учесть, что сделать виртуальный тур может человек с достаточно скромной технической подготовкой, а стать грамотным архитектурным фотографом весьма непросто.

У сферических панорам есть лишь одно ограничение: все их удивительные свойства проявляются только при наличии компьютера. Даже если их напечатать, как обычную фотографию (хотя при этом есть определенные ограничения), эффект присутствия пропадает почти полностью.

 

Использование радиоуправляемых моделей для съемки

Примерно 90% панорам, которые сейчас представлены на сайте, сняты все еще с обычного вертолета или самолета. Однако со временем мы обратили внимание на то, что во многих популярных местах планеты съемки с большого вертолета либо запрещены, либо недоступны в силу удаленности. Когда к нашей команде присоединился Стас Седов, пилот и конструктор радиоуправляемых моделей с большим опытом практической работы, наш проект обрел новые возможности. Полтора года лет назад мы стали использовать небольшую радиоуправляемую модель вертолета. Совместными усилиями мы адаптировали имеющееся фотооборудование и технологии съемки для использования на таком вертолете. А затем сняли несколько объектов, к которым ранее вообще не могли подступиться, например, пирамиды в Гизе (Египет), замок Нойшванштайн в Германии, древний город майя Мачу-Пикчу, фигуры и линии Наска в Перу, каменных истуканов на острове Пасхи, дневные и ночные панорамы Москвы.

Мы подготовили на 2012 год серьезную программу съемок самых интересных объектов планеты из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО, основанную на использовании радиоуправляемой модели, и надеемся, что нам удастся ее выполнить. Сейчас, например, двое наших ребят улетели в Камбоджу и Вьетнам.

 

Основные проблемы при съемке

Одна из традиционных сложностей — снять объект красиво, художественно, так, чтобы зрителю было интересно смотреть. Обычно при съемке виртуального тура мы делаем 20–30 панорам. Если после предварительного просмотра нас не устраивает первый результат, мы делаем повторную съемку. Таким образом, мы выбираем в итоговый тур около 5–7 панорам из снятых 30–40. При этом у нас идет очень жесткий отбор, мы проводим голосование всем коллективом и выбираем лучшее.

Другая сложность — это разрешение на съемку. Когда представители администрации какого-либо интересного объекта видят перед собой фотографа со штативом в руках и любой более-менее приличной камерой, они тут же думают, что завтра его фотографии выйдут на первой полосе газеты New York Times и фотограф получит миллион долларов. Что же говорить о том, когда они видят вертолет, к которому подвешена приличная камера…

Нередко чиновники так забюрократизированы, что получить разрешение на съемку невозможно простому смертному, а ответа на запрос можно ждать месяцами. Но мы же не можем приехать в другую страну и жить там месяц! Бывает, что нам говорят: вы хотите снимать с вертолета? Платите 20 тысяч долларов. Минимальная высота съемки 200 метров. Хотите летать ниже? Платите еще 10 тысяч долларов. И тогда остается разобрать наш вертолет на части и пронести его в парк незаметно.

К счастью, есть и думающие руководители. Мы показываем наш сайт, рассказываем о себе, объясняем, что проект некоммерческий и мы на этом не зарабатываем, и нам разрешают снимать. Последний пример — съемка огромных каменных истуканов на острове Пасхи. В администрации нам даже дали сопровождающего гида, который провел нас по всем интересным местам. Директор сказал: ваши съемки увидят миллионы людей, и часть из них приедет к нам на остров в качестве туристов. Нам выгодно это, снимайте, но пришлите ссылку на материалы. И наши ребята сняли остров Пасхи, и сняли так мастерски, что при просмотре результатов работы мне самому захотелось там оказаться.

Подробности на сайте www.airpano.ru

 

Малайзия, Куала-Лумпур  Май, 2008

Малайзия, Куала-Лумпур

Май, 2008

Панорама из 6 кадров, 1/800 с, f/6,3, ISO 100.

Фото: Олег Гапонюк

 

Бразилия, Рио-де-Жанейро  Февраль, 2009

Бразилия, Рио-де-Жанейро

Февраль, 2009

Панорама из 5 кадров, 1/640 с, f/6,3, ISO 200.

Фото: Олег Гапонюк

 

Бразилия, Водопад Игуасу  Январь, 2008

Бразилия, Водопад Игуасу

Январь, 2008

Панорама из 5 кадров, 1/4 с, f/7,1, ISO 100.

Фото: Олег Гапонюк

 

О том, как Сергей Семенов смотрит на Манхеттен из окна отеля «Миллениум». США, Нью-Йорк

О том, как Сергей Семенов смотрит на Манхеттен из окна отеля «Миллениум». США, Нью-Йорк

Январь, 2010

Сфера из 30 кадров (брекетинг), 3 с, f/9, ISO 320, плагин Flexify.

Фото: Сергей Семенов

 

В небе над Петербургом  Россия, Санкт-Петербург  Октябрь, 2010

В небе над Петербургом

Россия, Санкт-Петербург

Октябрь, 2010

Сфера из 7 кадров, 1/800 с, f/6,3, ISO 400, плагин Flexify.

Фото: Сергей Семенов, Сергей Румянцев

 

В небе над Исаакиевским собором  Россия, Санкт-Петербург  Сентябрь, 2010

В небе над Исаакиевским собором

Россия, Санкт-Петербург

Сентябрь, 2010

Сфера из 16 кадров, 1/500с, f/5,6, ISO 160, плагин Flexify.

Фото: Сергей Семенов, Сергей Румянцев

 

Река Сан-Хуан  США, Юта  Сентябрь, 2006

Река Сан-Хуан

США, Юта

Сентябрь, 2006

Сфера из 4 кадров, 1/500 с, f/5,6, ISO 200, плагин Flexify.Фото: Олег Гапонюк

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Лазер с мотором
27 марта 2018
Новости

Лазер с мотором

На днях компания Vivitek официально представила миру очередную многообещающую новинку из семейства фирменных проекторов. Модель с индексом DU6693z получила лазерный источник света с ресурсом работы в 20.000 часов и отличается от предшественников полностью моторизованной оптикой – на данный момент в классе офисных универсалов такое сочетание можно считать практически уникальным.

Андрей Троицкий. Базовый курс фотографии. От нуля. Интенсив
19 сентября 2016
Новости

Андрей Троицкий. Базовый курс фотографии. От нуля. Интенсив

Курс позволяет с нуля освоить фотографическую технику и детально познакомиться с основными инструментами и возможностями современной цифровой фотокамеры. Научиться грамотной работе со светом и освоить профессиональные приемы, управления экспозицией. Научиться строить композицию кадра и работать с формой. Познакомиться с методикой работы с внешней вспышкой и овладеть основами обработки в Photoshop. Ведет занятия: Андрей ТРОИЦКИЙ – профессиональный фотограф, кинорежиссер, член Европейской Федерации Фотографов (FEP). Начало занятий: 26 сентября (по мере набора группы). Запись в группы открыта.

HUAWEI представляет беспроводные наушники Sport Bluetooth Headphones Lite
17 сентября 2019
Новости

HUAWEI представляет беспроводные наушники Sport Bluetooth Headphones Lite

Компания HUAWEI представляет беспроводные наушники HUAWEI Sport Bluetooth Headphones Lite, обеспечивающие качественное звучание и 11 часов воспроизведения музыки на одном заряде батареи. Наушники оснащены интерфейсом Bluetooth 4.1 и поддерживают связь на расстоянии до 10 метров от подключённого устройства.

ViewSonic на ISE 2017: новые решения для совместной работы
14 февраля 2017
Новости

ViewSonic на ISE 2017: новые решения для совместной работы

Корпорация ViewSonic, мировой поставщик вычислительных, коммуникационных решений и продуктов потребительской электроники, в рамках выставки ISE 2017 представила новые проекторы, интерактивные дисплеи и коммерческие панели для эффективной совместной работы. В качестве участника выставки компания отметила свою 30-летнюю годовщину демонстрацией новых решений, призванных «упростить сложное». Данная кампания нацелена на обеспечение более простой интеграции новых технологий, а новинки помогут устранить барьеры на пути широкого внедрения передовых технологий.

История о том, как Photoshop был «Barneyscan XP»
28 мая 2018
Новости

История о том, как Photoshop был «Barneyscan XP»

Прежде, чем стать самой популярной программой для редактирования изображений, Photoshop изначально выпускался, как дополнительное ПО для цветных сканеров под названием «Barneyscan XP». После создания своей оригинальной программы братья Джон и Томас Ноллы начали искать инвесторов и клиентов. Первой компанией, которая предложила сотрудничество, была вовсе не Adobe, а скорее компания Barneyscan из города Беркли, штата Калифорния, которая производила и продавала первые высококачественные 24-битные настольные цветные сканеры.

NIKON представляет супертелеобъектив AF-S NIKKOR 500MM F/5.6E PF ED VR, совместимый с форматом FX компании NIKON
23 августа 2018
Новости

NIKON представляет супертелеобъектив AF-S NIKKOR 500MM F/5.6E PF ED VR, совместимый с форматом FX компании NIKON

Компания Nikon рада объявить о выпуске супертелеобъектива AF-S NIKKOR 500mm f/5.6E PF ED VR для цифровых зеркальных фотокамер Nikon формата FX. Мощный супертелеобъектив AF-S NIKKOR 500mm f/5.6E PF ED VR формата FX позволяет снимать при фокусном расстоянии 500 мм. Использование линзы Френеля позволило значительно уменьшить размер и вес объектива, благодаря чему супертелефотосъемка с рук стала простой и удобной.

В режиме нон-стоп: новые наушники и гарнитуры BBK
14 сентября 2015
Новости

В режиме нон-стоп: новые наушники и гарнитуры BBK

Компания BBK представляет на российском рынке сразу несколько новинок. Это наушники закрытого типа EP-3300S и EP-3500S. А также целая серия проводных гарнитур серии COMPACT.

Новые лидеры
23 марта 2007
Обзоры

Новые лидеры

Как всегда, в начале года на выставке CES, прошедшей в Лас-Вегасе, крупнейшие производители видеотехники показали общественности новинки наступающего сезона. Всего было представлено около 40 моделей видеокамер. Такой массовый «выброс» дает возможность не столько оценить достижения каждого производителя (поскольку новые модели будут появляться и далее на протяжении всего года), сколько понять, по каким направлениям будет развиваться отрасль в ближайшее время.

Huawei представляет смартфон nova в России
1 ноября 2016
Новости

Huawei представляет смартфон nova в России

Huawei объявляет о начале продаж смартфона nova в России. Анонсированное на берлинской выставке технологий IFA 2016 устройство стало первой моделью в новой линейке гаджетов компании для активных и современных пользователей. Яркий и притягательный дизайн, камеры для съемки в самых разных ситуациях, мощная начинка для решения любых задач – все это о Huawei nova.

Альянс L-Mount: стратегическое сотрудничество между Leica Camera, Panasonic и Sigma
26 сентября 2018
Новости

Альянс L-Mount: стратегическое сотрудничество между Leica Camera, Panasonic и Sigma

В ходе пресс-конференции, состоявшейся до открытия Photokina 2018, Leica Camera AG, Panasonic и Sigma объявили о стратегическом партнерстве. «L-Mount Alliance» - это ранее беспрецедентная форма сотрудничества, которая особенно пригодится клиентам всех трех партнеров. Сотрудничество позволяет Panasonic и Sigma использовать стандарт L-Mount, разработанный Leica для собственных устройств, и предлагать как камеры, так и объективы с использованием этого крепления. В качестве совместного усилия всех трех партнеров альянс еще больше повысит важность технологии L-Mount для мира фотографии.