Отоваренная мечта

Предновогодняя суета заставляет нас подумать о подарках друзьям, близким, и себе любимым. Женская мечта о парфюмерии, мужская о машинах, общая о новой квартире; пылесосы, продукты — это то, о чем мы, прежде всего, думаем перед праздником. «Отоваренная мечта» — экскурс и исследование взаимоотношений дефицита и рекламы в нашей стране с начала 1920-х до середины 1990-х годов.

Александр Сигидин. Ожидание. Днепропетровск, Украинская ССР. 1980-е. Собрание МАММ/МДФ

Октябрьский переворот, Первая мировая война и Гражданская война уже к 1918 году привели к тому, что страна, лежавшая в разрухе, столкнулась с проблемой тотального дефицита: продуктов питания, одежды, предметов первой необходимости.

Новая экономическая политика — НЭП, немного и ненадолго помогла справиться с проблемой дефицита, покончить с которой удалось только в Новой России к середине 90-х годов. С возникновением дефицита в Стране Советов появилась и советская реклама. Эта реклама не просто демонстрировала книги и зубную пасту, галоши и майонез, соки, шампанское и черную икру, пылесосы и полотёры, телевизоры, автомобили и, конечно, советскую парфюмерию, но и в каждом рекламном плакате создавала имидж счастливого общества изобилия, который должен был подкреплять главный советский лозунг: «Жить стало лучше, жить стало веселее!».

Александр Абаза. «Завезли...». Анадырь, Чукотка. 1985. Собрание МАММ/МДФ

На выставке представлены фотографии, отражающие то, как менялось время в СССР с начала и до конца XX века. Их авторы — классики российской фотографии, такие как Александр Родченко, Аркадий Шайхет, Борис Игнатович, Всеволод Тарасевич, Дмитрий Бальтерманц, Виктор Ахломов и многие другие. Для того, чтобы добыть предмет мечты, было недостаточно работать и зарабатывать деньги. Для достижения «мечты» приходилось менять галоши на ткани, ткани на пылесос... Дальше все это менялось на дефицитные книги, потом на билеты в театр, дефицитный холодильник или дефицитную машину...

Нина Свиридова, Дмитрий Воздвиженский. Солнышко. У «Детского мира». Москва. 1961. Собрание МАММ/МДФ

Дмитрий Бальтерманц. В обувном магазине. Москва. 1954. Частное собрание

В рамках проекта представлены отрывки из классики советского кино, где тема «Отоваренной мечты» всплывала регулярно. Это легендарные фильмы Бориса Барнета, Георгия Александрова, Константина Юдина, Эльдара Рязанова, Киры Муратовой и других. На выставке, как и когда-то в Советском Союзе, мечта побеждает реальность, а в ее заключительной главе, посвященной 90-м, видно, как дефицит начинает сходить на нет, а мечту затмевает открывшийся рынок.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Мини-обзор мультимедийного 3LCD-проектора NEC M311W
30 марта 2013
Обзоры

Мини-обзор мультимедийного 3LCD-проектора NEC M311W

M311W предназначен для оснащения небольших конференцзалов, переговорных, учебных классов. Это компактный, но мощный WXGA-аппарат со световым потоком 3100 ANSI-Lm и контрастностью 3000:1 — крайне высокой для моделей своего класса и технологии проецирования 3LCD. Проектор отличается повышенным сроком службы ламп — до 8000 часов (для сравнения — в среднем газоразрядные лампы в аппаратах такого типа служат порядка 2000–6000 часов), что уменьшает стоимость владения устройством. Это стало возможным благодаря применению технологий Eco, продлевающих ресурс лампы и снижающих энергопотребление устройства.

Пульты управления Essence TV URC7110 и Simple TV URC6410
4 сентября 2014
Новости

Пульты управления Essence TV URC7110 и Simple TV URC6410

Москва, 4 сентября 2014, OOO «Дистрибуторская компания Графитек» — Крупнейший производитель средств беспроводного управления домашними мультимедийными устройствами One For All объявляет о начале продаж двух новых моделей пультов управления для дома. Выбери именно то, что подходит тебе!

Элегантные музыканты
25 декабря 2006
Новости

Элегантные музыканты

До появления серии KEF Home Theatre (KHT) история акустических систем развивалась по двум направлениям. Одни компании, забывая о звучании, делали ставку на дизайн, вторые работали исключительно на поприще звука. Компании KEF первой удалось понять, что для большинства конечных покупателей, одинаково важны как дизайн, так и звучание.

Офисные универсалы
14 июля 2017
Новости

Офисные универсалы

Компания Vivitek представила миру новую линейку «продвинутых» лазерных проекторов DU4000, предназначенных для решения разнообразных офисных задач. Официальный релиз серии должен состояться уже в этом месяце – самое время познакомиться с ней поближе!

Just5 Surf — телефон-«звонилка» за 880 рублей с европейским дизайном и поддержкой двух SIM-карт
13 декабря 2013
Новости

Just5 Surf — телефон-«звонилка» за 880 рублей с европейским дизайном и поддержкой двух SIM-карт

Москва, 13 декабря 2013 г. — Бренд Just5 представляет мобильный телефон Just5 Surf — ультрабюджетную «звонилку» за 880 рублей с цветным экраном, поддержкой двух SIM-карт и батареей на 10 дней автономной работы. Новинка ориентирована на нижний ценовой сегмент, доля которого на рынке практически не уменьшается, но который постепенно покидают все крупные производители кнопочных телефонов.

Sony получила 9 наград премии «Продукт года 2012»
18 апреля 2012
Новости

Sony получила 9 наград премии «Продукт года 2012»

В этом году продукция компании Sony была удостоена большого количества наград престижной премии «Продукт года»: лучшими были признаны ЖК-телевизор KDL-65HX920, 3D-проектор W95, электронная книга PRS-T1, компактная системная фотокамера NEX-7, видеокамера HDR-CX740VE, персональный 3D-дисплей HMZ-T1 и другие.

Наушники TDK MP100 уверенно сидят где надо во время паркура или катания на скейтборде.
29 ноября 2013
Новости

Наушники TDK MP100 уверенно сидят где надо во время паркура или катания на скейтборде.

Москва, 25 ноября 2013 – Компания «Графитек» анонсирует поступление в продажу наушников TDK Life on Record MP100. Простота и точность дизайнерских линий, яркие цвета и удобство модели сочетаются с демократичной ценой. Но главное – фирменное звучание TDK, которое не оставит равнодушными ценителей отменного звука, независимо от того, слушаете ли вы музыку, смотрите кино или играете в компьютерные игры. TDK MP100 подходят даже экстремалам, уверенно нажимающим на «Play» во время паркура или катания на скейтборде.

Обзор компактной фотокамеры Olympus SZ-14
30 ноября 2012
Обзоры

Обзор компактной фотокамеры Olympus SZ-14

Ультразум Olympus SZ-14 весьма похож внешне на старшую фотокамеру SZ-31MR iHS, и даже обладает таким же зум-объективом с 24-кратным оптическим увеличением, однако стоит на треть дешевле. Тому есть очевидное объяснение: из названия камеры исчез индекс iHS, а следовательно, в активе компакта нет быстрой матрицы и скоростных процессоров.

Напор и мощь!
23 мая 2006
Новости

Напор и мощь!

Ребята из американской компании BOSTON ACOUSTICS знают, как сделать недорогие и вместе с тем качественные акустические системы. Рецепт успеха прост. Во-первых, надо применить весь накопленный годами опыт, воплощенный прежде в дорогих моделях акустических систем, и использовать его в бюджетных. Технологии-то не стоят на месте, и то, что ранее требовало солидных денежных затрат, сейчас кажется сущим пустяком.

Внутриканальные наушники SIMGOT EN700 BASS: отслушал и с трудом вернулся назад. А мог бы и остаться там, где музыка, ...
2 мая 2017
Обзоры

Внутриканальные наушники SIMGOT EN700 BASS: отслушал и с трудом вернулся назад. А мог бы и остаться там, где музыка, ...

"Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай…" - сейчас рынок портативного аудио кишит продуктами на любой вкус и цвет. Не успеешь задуматься, что бы еще такого захотеть пикантного, а тебе уже на блюдечке выносят, всем видом вопрошая – что-то еще?... Однако не всем брендам удается с первого раза достучаться до своего покупателя тире слушателя, поскольку в звуке нужно не просто найти своего клиента, а запасть в душу определенному кругу меломанов и тем самым занять свою довольно узкую, специфичную нишу на переполненном до краев рынке аудиоустройств. Сегодня речь пойдет о знакомом нам молодом китайском бренде SIMGOT, помните обзор их первой ласточки EN700? Так вот, китайские ребята не долго думая доработали свою ласточку, довели ее до ума как внешне, так и внутренне, и явили миру уже знакомый нам продукт, но с иным, более концептуальным звуком, и с еще более импозантным внешним видом.