О фотографии

Фотография — молодой вид искусства. Официальной датой ее рождения считается 1839 год, когда был впервые описан и публично продемонстрирован метод дагерротипии. С тех пор не прошло и двух столетий, но и за такой небольшой (в масштабах истории) период фотография пережила десяток революционных открытий. Можно ли выделить среди них какое-то главное? Даже среди признанных знатоков нет на этот счет единого мнения. Кто-то назовет 40-е годы XIX века, ознаменовавшиеся экспериментами Ньепса, Даггера и Талбота. Иные вспомнят 1924 год, когда фирма Leitz Company начала выпускать малоформатную камеру с роликовой пленкой шириной 35 мм. Чем не революция: фотография стала на порядок доступнее и, если так можно выразиться, компактнее. Даже те, кто не силен в истории, вспомнят 30-е годы прошлого столетия, когда в фотоискусстве появился цвет, или 80-е, когда стала массовой и доступной разнообразная печать.

И все же вряд ли кто будет отрицать значимость для фотографии по­следнего десятилетия. Цифровой ураган накрыл все области фотоиндустрии начиная с производства техники и кончая обработкой и печатью самих изображений. Конечно, для того чтобы стать профессиональным фотографом, требуются талант, время и усердие, но доступность и массовость современной фотографии очевидна. За последние годы цифровая индустрия буквально завалила рынок всевозможными технологиями. Сегодня каждый может зайти в магазин, оставить там некоторую сумму денег и выйти оттуда с ощущением сопричастности высокому искусству. Снимать стали гораздо больше, но стало ли больше хороших фотографий? Может быть, качество самих снимков возросло? И что такое вообще современная фотография?

Читатели, которые думают, что мы сейчас, как говорится, под шумок снабдим их логически безупречным определением, ошибаются. Мы, конечно, можем процитировать ряд уважаемых нами учебников, где даются подобного рода определения. Но это только уведет нас в сторону. Творчески мыслящий фотограф не нуждается в жесткой терминологии и, если это необходимо, сам находит для себя интуитивно верное определение.

Содержательность фотографического изображения, конечно, менялась с течением времени. Если в начале своего пути фотография была во многом тождественна портрету, то сейчас одних только жанров насчитывается около десятка. Сами жанры тоже подвергались эволюции: сегодня, например, философия пейзажа уже не та, что 30 или 50 лет назад. Есть и такие области фотографии, где говорить о высоком искус­стве просто не приходится (например, фотография на документ, каталожная съемка). Чистейшей воды ремесло, но многие, занимающиеся им профессионально, часто мнят себя фотохудожниками.

Если описать структуру современной фотографии еще как-то можно, то определить, где начинается искусство, гораздо сложнее. Ясно, что критерии эти существуют и техника здесь вторична. Глубокое понимание того, что есть настоящая фотография, ценно не только само по себе — оно, если так можно выразиться, подтягивает к себе и остальные «ремесленные» жанры, делая фотографию более профессиональной.

К сожалению, культурный уровень большинства фотографов остав­ляет желать лучшего. Бесконечное копание в технических тонкостях современного оборудования заменило для многих обсуждение (и, к сожалению, понимание!) художественной стороны вопроса. И дело не в меньшей, как полагают некоторые, одухотворенности цифрового файла. Любому разумному человеку ясно: цифровые технологии — лишь очередной этап в решении проблем фиксации, хранения и редактирования изображения. Более того, благодаря цифре, сегодня есть возможность творить на каждом этапе фотографического процесса: съемке, обработке, печати. Профессионалы и любители немедленно воспользовались этими благами, забыв о главной содержательной стороне вопроса: зачем они вообще нажимают на спуск фотозатвора?

Раньше фотография была более осмысленной. Не потому, что каждый отпечаток обходился дороже. Сам процесс был настолько трудоемок, что фотографу волей-неволей приходилось изучать большое количество литературы и медленно, осознанно входить в процесс. При этом количество снимков было невелико, но они отличались достаточно высоким качеством, а процесс сравнения заставлял фотографа снимать лучше и лучше. С другой стороны, даже технические книги по фотографии, призванные подготовить прежде всего профессионала, нежели художника, обязательно уделяли внимание проблеме творческого осмысления снимка. Вот цитата из книги английского фотографа Эрла Митчелла «Фотография»:

«До того, как нажать на спуск затвора, фотограф должен представить себе основную цель снимка. Если он работает за плату, то цель определяется контрактом. <…> Если же он снимает для своего удовольствия, то мысли, побуждающие фотографа взять камеру, и определяют цель. Если требуется сделать содержательный снимок, фотограф должен подумать о том, что для этого необходимо. Иногда значительные работы делаются случайно. Конечно, некоторые снимки, выполненные экспромтом, могут иметь определенные достоинства, но если снимок заранее не продуман, шанс сделать полную смысла фотографию незначителен. Обдумывание идеи снимка начинается задолго до того, как фотограф нажмет на спуск фотозатвора, и должен продолжаться в течение всего процесса изготовления фотоснимка». Это ясное и точное высказывание относится прежде всего к постановочной фотографии. Однако, творческое осмысление присуще любому жанру.

Кстати, кто из сегодняшних фотографов-любителей может похвастаться наличием дома хотя бы небольшой библиотеки фотографической литературы? Держу пари, основная книга, повествующая о том, как сделать настоящую фотографию, — инструкция к недавно приобретенной цифровой камере. А ведь этого не достаточно.

Да, сделать снимок сегодня технически проще; отсюда десятки файлов изображения, регистрируемые в день одной отдельно взятой камерой. Но количество почему-то не переходит в качество. Неужели диалектический закон не работает? Дело в том, что многие просто не в состоянии разобраться, где хорошая фотография, а где поделка. Их этому не учили. Как следствие, все более упрощается критерий оценки художественной фотографии, и вот уже сотни отпечатков подаются российскому зрителю как шедевры.

К сожалению, многие фирмы-производители оказались невольно вовлечены в процесс деинтеллектуализации фотографии. Их рекламные ролики типа «Нажми на кнопку и шедевр сам появится на экране» не только ставят под сомнение редкие в России школы фотографии, но и сводят на нет усилия большинства искусствоведов, пытающихся объяснить простой факт: хорошую фотографию сделать не просто. Этому нужно учиться, а прежде всего – учиться ее понимать.

Увы, современный фотолюбитель курсы по фотографии не посещает, да и в книгах не очень-то любит копаться. Хотя количество специализированной литературы в последнее время заметно возросло. В этих условиях немалая ответственность лежит на периодических изданиях, пишущих о фотографии. Необходимо, чтобы в них присутствовал раздел, посвященный работам известных во всем мире фотомастеров, и чтобы эти разделы не выглядели чисто иллюстративными.

Хочется напомнить еще об одном. Сегодня колоссальное количество средств вкладывается в фотоиндустрию. Еще одна суперсовременная камера стоимостью 5 000 долларов! Еще один компактный и мощный генератор за 10 000 долларов! Конечно, хорошая техника должна стоить дорого, но прежде всего дорого должна стоить хорошая фотография. Как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. Все-таки именно она конечный продукт всех этих высокотехнологичных разработок.

А теперь мы предлагаем читателям своеобразный тест. Перед вами три снимка. Все они сделаны одним человеком, практически с одной точки, в одно и то же время. Каждый из этих снимков по-своему интересен, но один представляет, на наш взгляд, бoльшую художественную ценность. Попробуйте найти его. Читатель наверняка сталкивался с ситуацией, когда из серии удачных снимков нужно выбрать ту самую фотографию… Если, конечно, она там есть. Тот, кто сможет лучше всего объяснить свой выбор, получит в подарок все три номера журнала в наступающем году.

Ответы можно присылать по адресу редакции или по электронной почте marchenko@potrebitel.ru.

Комментарии

janna
29.12.2009
0
Первый снимок -есть движение облаков, но возможно второй кому нравится мир и спокойствие исходящее из снимка.
janna
29.12.2009
0
Первый снимок - есть движение облаков. Но кому нужен мир и спокойствие - второй.
shinar-39mail.ru
29.12.2009
0
Первый снимок - есть движение облаков. Второй - для тех кому нужен мир и спокойствие.

Похожие статьи

В России стартуют продажи смартфона ZTE Blade V7 Max
14 декабря 2016
Новости

В России стартуют продажи смартфона ZTE Blade V7 Max

14 декабря 2016 г., Москва – Компания ZTE, один из крупнейших в мире производителей мобильной электроники, представляет в России ZTE Blade V7 Max – доступный смартфон с металлическим корпусом и 5,5-дюймовым экраном. Новинка адресована всем, кто хочет получить бескомпромиссное решение по привлекательной цене. Отличительная черта модели – сканер отпечатка пальца на боковой грани: такое расположение позволяет управлять аппаратом буквально на ходу.

Док-станция GENEVA XL поддерживает все портативные устройства Apple
11 августа 2012
Обзоры

Док-станция GENEVA XL поддерживает все портативные устройства Apple

С первого взгляда кажется, что техника фирмы Geneva попала в магазин бытовой электроники по ошибке. Облик этих лаконичных, с отделкой под рояльный лак и глянцевый пластик устройств делает их уместными в дизайнерском бутике. Средняя модель в линейке может комплектоваться подставкой, в паре с которой напоминает одну полочную колонку. На деле же это даже не просто док-станция, но также CD-проигрыватель и вообще все, что нужно меломану в одном красивом флаконе.

Красивая легенда!
23 мая 2006
Новости

Красивая легенда!

Много ли вы знаете компаний, которые занимались бы выпуском аудиотехники более 50 лет? Одна из них — японская MARANTZ. Не далее как три года назад фирма отметила свой полувековой юбилей. За эти годы произошло многое. Основанная Солом Маранцем в далеком 1953 году в Соединенных Штатах Америки компания «перевернула мир» своими ламповыми моноусилителями мощности и предусилителями (просто в то время еще не существовало стереофонических записей).

CES 2013. LG продемонстрировала свои мобильные возможности
11 января 2013
Новости

CES 2013. LG продемонстрировала свои мобильные возможности

Вступив в новый год со значительным импульсом для своего бизнеса мобильных устройств, компания LG Electronics USA представляет на Международной выставке CES-2013 возможности своих удостоенных многих наград смартфонов. Разработав широкий спектр передовых мобильных устройств для потребителей, LG хорошо подготовилась к динамичному 2013 году, убежден старший вице-президент по маркетингу LG Electronics USA Джеймс Фишлер (James Fishler).

Производители аудио и видеоаппаратуры покажут высокий класс на выставке Hi-Fi & High End Show’2018
10 апреля 2018
Новости

Производители аудио и видеоаппаратуры покажут высокий класс на выставке Hi-Fi & High End Show’2018

13 - 15 апреля отель «Аквариум» превратится в масштабную панораму лучших образцов аудио и видеоаппаратуры премиум-класса – здесь в 23 раз пройдет выставка Hi-Fi & High End Show. На три дня дистрибьюторы, инсталляторы и дилеры оборудования, дизайнеры, архитекторы и просто поклонники Hi-Fi и High End техники погрузятся в мир превосходного звука и безупречного изображения. Рассказываем, каких сюрпризов ждать от выставки, на что обратить внимание и как провести время с наибольшей пользой.

Новая беспроводная аудиосистема Philips BT7500B/12: потоковая передача звука в превосходном качестве без компромиссов
13 марта 2015
Новости

Новая беспроводная аудиосистема Philips BT7500B/12: потоковая передача звука в превосходном качестве без компромиссов

Россия, Москва — Компания «ВООКС Инновейшнс» представляет новинку — портативную беспроводную аудиосистему BT7500B/12, позволяющую воспроизводить музыку качества Hi-Fi в беспроводном режиме.

Беззеркальная фотокамера Sony NEX-5T - интеллектуальная съемка и беспроводная передача данных
27 августа 2013
Новости

Беззеркальная фотокамера Sony NEX-5T - интеллектуальная съемка и беспроводная передача данных

Большая матрица обеспечивает улучшение качества снимков, а компактные размеры камеры делаю процесс съемки удобнее – в фотографии размер действительно имеет значение. Новая модель Sony NEX-5T объединяет профессиональное качество изображения, свободу беспроводной связи и мощный набор функций в ультракомпактной камере вместе с неограниченными возможностями для творчества, которые предоставляют сменные объективы. Уютно разместившись в кармане или в сумке, эта камера станет идеальным партнером для увлеченных фотографов, которым требуется качество изображения и удобное управление цифровой зеркальной камеры, но хочется носить с собой поменьше снаряжения.

CES 2013. Два диджея устроили живое шоу с пультами Hercules прямо на стенде
14 января 2013
Новости

CES 2013. Два диджея устроили живое шоу с пультами Hercules прямо на стенде

Выставка CES, Лас-Вегас, 8-11 января 2013 г. Компания Hercules приняла участие в выставке CES 2013, которая проходила с 8 по 11 января в Лас-Вегасе. Стенд Hercules был посвящен линейкам аудио- и музыкальной продукции. Посетители могли испытать потрясающее погружение в созданный компанией мир звука и микширования.

Обзор мультимедийного проектора Epson EB-436WI
18 декабря 2013
Обзоры

Обзор мультимедийного проектора Epson EB-436WI

Особенность этого нового широкоформатного WXGA-проектора, созданного на основе линзовой технологии, — интерактивные функ¬ции. Установленный перед обычным экраном или даже стеной, он превращает их в подобие интерактивной доски. С помощью специального интерактивного маркера, входящего в комплект, пользователи смогут рисовать, писать, делать пометки прямо на проецируемом изображении.

Тест ЖК-телевизор с LED-подсветкой Hyundai H-LED19V1
22 мая 2012
Тесты

Тест ЖК-телевизор с LED-подсветкой Hyundai H-LED19V1

Достоинства: достаточно хорошая детальность ярких сцен, широкий диапазон автовольтажа. Недостатки: при сигнале с компонентного входа цветовая палитра могла бы быть несколько более натуральна.