Новогодняя ностальгия

Даже если в период «начальной компьютеризации», на границе 80-х и 90-х, вы уже вышли из детского возраста, очень возможно, тогда вас настиг еще один «приступ детства». Взрослые и солидные дяди и тети часами «рубились» в первые примитивные компьютерные игры или просаживали 15-копеечные монеты, а то и 50-копеечные жетоны, в доселе невиданных игровых автоматах с поразительными анимированными персонажами, участвовавшими в автогонках или рукопашных боях.

То время давно ушло, но герои прошлых игровых баталий до сих пор ностальгически улыбаются, когда кто-нибудь вспоминает Digger или River Raid, Xonix и Street Fighter...

Новый год — время, когда смотрят в будущее и вспоминают прошлое. Ностальгическое настроение создают старые добрые кинофильмы, обзоры праздничных программ прошлых лет, традиционные яства на столе... В этот ряд прекрасно ложатся старые игры, давно пройденные вдоль и поперек, ужасно некрасивые по современным стандартам, но такие же милые, как старый плюшевый мишка, с которым спал в детстве. В них хочется немного поиграть.

Как правило, игры эти давно и надежно похоронены — игровые автоматы демонтированы, да и сами залы давно переоборудованы в казино, игровые приставки пылятся где-нибудь на антресолях, а компьютерные игрушки в свое время стали жертвой Windows 95... Поэтому, даже имея в своем арсенале новейший и мощнейший компьютер, который может все, в прошлое, казалось бы, не вернуться. Спешим утешить — это не так. «Волшебная палочка», или, если угодно, «машина времени», есть. И мы ее покажем.


КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ

С учетом того, что за последние 10 лет микропроцессорная техника заметно продвинулась вперед, для современного домашнего компьютера и правда не составит проблемы выполнить вычислительные задачи, для решения которых тогда требовалась специализированная и дорогостоящая начинка игрового автомата или игровой приставки. И уж тем более не должно возникать проблем с играми для того же компьютера, только менее совершенного, десятилетнего. Тем не менее проблемы возникают.

Когда речь идет об игровых приставках или игровых автоматах (по сути это одно и то же), главная проблема — несовместимость архитектуры. Приставка является узкоспециализированным устройством, архитектура которого оптимизирована именно для игр. У нее сильно урезана система ввода-вывода, а классическая приставочная архитектура подразумевает использование трех тесно связанных процессоров — центрального, отвечающего за игровую логику, координирование ввода-вывода и загрузку данных; графического, отрисовывающего картинку; и звукового, генерирующего музыку и спецэффекты. При этом система команд каждого их них разительно отличается от принятой на современных компьютерах. Ну а игровые данные хранятся на экзотических носителях (специальных картриджах) в оригинальных, неизвестных на компьютере форматах. Поэтому, даже ухитрившись скопировать игру на винчестер, запустить вы ее не сможете.

Со старыми играми для ПК таких проблем нет, зато есть другие. Дело в том, что они рассчитаны на гораздо более слабое оборудование и другую рабочую среду. Если инициализировать современный видеоадаптер в старом режиме еще удастся, то разогнать системный таймер, стандартно «тикающий» с частотой 18,5 Гц в секунду до 100 или 10 000 Гц, как это порой делали раньше для разнообразных задач, нет — не позволит Windows. Другая часто встречающаяся проблема — слишком маленькие циклы задержки в старых играх. Новые процессоры за счет оптимизации «прощелкивают» холостые циклы за тысячные доли секунды вместо планируемых автором десятых долей, в результате игровое действие идет в 10-100 раз быстрее, чем хотелось бы. Ну а проблема-чемпион по распространенности — это, конечно, невозможность программы «осознать» 512 Мб памяти вместо привычных двух или жесткий диск на 100 Гб вместо 40 Мб. Иногда проблема проявляется интересным образом — вам заявляют, что... не хватает памяти! Речь, заметим, идет о «нижней» памяти, специфику которой благодаря Windows все уже успели подзабыть, поэтому о ее количестве давно не заботятся.


ЧУДО ЭМУЛЯЦИИ

Несмотря на то, что описанные проблемы серьезны, многие из них решаются по мановению волшебной палочки. Называется эта «волшебная палочка» эмулятором. Не вдаваясь в точное научное определение, скажем, что эмулятор — это программа, позволяющая запускать и отлаживать программы, созданные для оборудования, отличного от стандартного ПК. Эмуляторы чаще всего используются не для развлечений, а для вполне серьезных задач. Согласитесь, разрабатывать игры для приставки на самой приставке невозможно, для этого нет никаких средств. Между тем для отладки игр нужна именно приставка, на ней они и должны работать. На выручку приходит эмулятор, который создает для игры полностью виртуальную аппаратную среду, пригодную для запуска. Средствами эмулятора создаются виртуальные процессоры и телевизоры, джойстики и динамики. По мере необходимости эмулятор транслирует данные, выводимые программой, на реально имеющееся оборудование, а программе «скармливает» пользовательский ввод. Таким образом, внутри вашего компьютера можно запустить одну или несколько «виртуальных машин», которые разительно отличаются по аппаратным характеристикам.

Естественно, программная эмуляция процессора, памяти и прочего оборудования — достаточно сложная задача. Эмулятор должен успевать «транслировать» команды из одной системы (эмулируемой) в другую (настоящую), обновлять память, в общем, решать много различных задач одновременно. Поэтому эмуляция выполнения программы на компьютере занимает в 3-20 раз больше процессорного времени, чем запуск программы на реальном устройстве. По счастью, современные компьютеры достаточно мощны, чтобы покрывать своим быстродействием эту чудовищную разницу.

Чтобы упростить задачу и снизить нагрузку на процессор, в эмулятор зачастую встраиваются элементы симуляции. В этом случае виртуализация становится не такой полной, зато более быстрой. Например, можно просто заменить инструкции эмулируемого процессора на инструкции настоящего, имеющегося, внести некоторые поправки в программу и запустить ее на настоящем процессоре, без эмуляции. В этом случае эмулятору останется только отрабатывать вызовы к системе ввода-вывода на имеющемся оборудовании вместо эмулируемого. Это позволяет почти полностью избавиться от временных потерь при эмуляции/симуляции.

«Чистых» эмуляторов имеется совсем немного, они годятся разве что для стареньких машинок и приставок с процессором, тактовая частота которого лежит в интервале от 1 до 30 МГц. Для более мощного оборудования элементы симуляции необходимы. Впрочем, в дальнейшем мы не будем делить программы на эмуляторы и симуляторы, для пользователя эта разница важна редко. Назовем их все эмуляторами.

Практически все старые компьютеры и игровые приставки можно эмулировать на ПК, была бы соответствующая программа. И такие есть!


НЕОБХОДИМЫЕ ВЕЩИ

Для того чтобы насладиться старыми играми, нужно потратить некоторое количество времени, загружая все необходимое из Интернета. Найти нужные программы и данные на дисках на Горбушке проблематично, поэтому надеяться нужно только на себя. К счастью, нужно не так много.

1. Программа-эмулятор. Обычно их несколько, и загружать, как правило, рекомендуется не одну. Дело в том, что не все эмуляторы воспроизводят старое оборудование в точности, поэтому возможно, что какие-то игры на эмуляторе не запустятся или будут работать не вполне корректно. Эмулятор другого автора в таком случае может прийти на выручку. Кроме того, нужно попробовать, насколько стабильно тот или иной эмулятор будет работать в вашей системе. Самый стабильный и удобный годится на роль эмулятора № 1, остальные могут быть вспомогательными, для сложных случаев.

2. Дополнения к эмулятору. Этот пункт требуется далеко не для всех эмуляторов, но необходимость в дополнительных файлах порой все же возникает. Чаще всего это содержимое BIOS, распространение которого ограничено законодательством об авторском праве. Легитимный способ получения копии — скачивание BIOS со своей приставки/компьютера при помощи особых программ. Но если приставка ваша давно лежит на помойке, искомое довольно легко найти в Интернете. Кроме того, некоторые эмуляторы требуют подключения к ним модулей ввода-вывода.

3. Собственно игры. Их можно с помощью разных ухищрений копировать с оригинальных носителей, но легче опять-таки поискать в Интернете. Большая часть старых изданий занимает сотни килобайт или единицы мегабайт, поэтому загрузка не составит большой проблемы.


Sega Genesis/MegaDrive

Одна из старейших 16-битных приставок имела в нашей стране (да и во всем мире) огромную популярность, поскольку для своего времени предлагала исключительно качественные игры. Характеристики этой машинки (два процессора на 7,5 и 3,5 МГц, палитра из 512 цветов и 64 кб памяти) вызывают сегодня умиление, но самое интересное, что многие игры до сих пор выглядят привлекательно и вполне играбельны. Да, мегагерцы — не главное, хотя о 3D на этой приставке можно забыть. Эмуляторы Sega универсальны (позволяют эмулировать до 5 приставок этого семейства), но для старших моделей вроде Sega CD требуется загрузка BIOS. Игры (ROM) для младших моделей работают и без этого.


Gens

http://gens.consolemul.com

Объем: 390 кб.
Полнота поставки: 5/5.
Скорость работы: 4/5.
Стабильность работы: 4/5.

Один из самых известных эмуляторов недавно «дорос» до версии 2 и теперь умеет эмулировать 5 разных типов приставки Sega. Впрочем, это неудивительно, поскольку их разница кроется в основном в периферийных устройствах, а ядро у них схожее.

Пока не загружена игра, эмулятор развлекает пользователя пестрой картинкой, немного напоминающей волны на воде. В это время можно сделать необходимые настройки эмулятора, что, впрочем, необязательно, можно сразу загружать образы игровых картриджей, файлы с расширением BIN и объемом 1-4 Мб. Единственная действительно необходимая настройка — установка графического режима. Наш тест проходил в оконном режиме, и следует признать, что режимов отображения картинки у Gens очень много — на любой вкус. В принципе, они предназначены для оптимизации сочетания качество — производительность, но на современных ПК компромиссы не нужны — наиболее качественное изображение достижимо в режимах Interpolated и 2xSAI. Частота кадров остается стабильно высокой — 50 и 60 FPS в режимах PAL и NTSC соответственно. Однако в NTSC играх часто возникает неприятный эффект в виде смазанной полосы в середине экрана, то есть в этом месте становится заметна смена кадров. Почему этот эффект не «побороли» — непонятно, все возможности для этого есть. Тем не менее он портит иногда впечатление от игры, и не помогает даже опция Vsync (ожидание обратного хода луча кинескопа), которая должна бы по идее решать эту проблему. В режиме 2xSAI эффект не проявляется, вместо него изредка «моргает» весь экран.

Стабильность работы эмулятора очень хорошая, он не «капризничает» и нормально эмулирует все картриджи. Оценка была снижена за зависание в режиме конфигурирования геймпадов. Секрет в том, что определять клавиши виртуального геймпада надо быстро. Пара секунд промедления перед очередной клавишей — и эмулятор зависает.


Kega Lazarus SE

http://www.megagames.com/news/html/emulators/kegalazarusse.shtml

Объем: 250 кб.
Полнота поставки: 5/5.
Скорость работы: 4/5.
Стабильность работы: 5/5.

Достаточно новый эмулятор, основная линия развития которого — более аккуратная эмуляция Sega CD — тем не менее отлично эмулирует работу MegaDrive и Genesis. По сравнению с Gens обладает меньшим количеством опций, но зато прост в настройке.

Собственно, единственная настройка, которую необходимо сделать, — это режим отображения видео. Их всего четыре плюс опция Vsync. Описанная проблема с полосой посреди экрана присутствует, но стоит не так остро, как в Gens, здесь неприятный спецэффект заметен реже. С другой стороны, столь аккуратного сглаживания, как режим 2xSAI, просто нет. В остальном производительность отличная, видео отображается с номинальной скоростью 50/60 FPS в зависимости от режима.

В меню File отдельными пунктами присутствует загрузка и сохранение всех типов ROM и прочих носителей, подключаемых к SEGA, поэтому запутаться просто. Лучше запомнить комбинации «быстрых клавиш», так будет быстрее.

Также к достоинствам Kega Lazarus относится стабильность — за время теста не было ни едной претензии ни к работе игр, ни к работе эмулятора.

Резюме простое — по качеству картинки предпочтителен Gens, но если что-то с ним не так, Kega Lazarus станет отличной заменой.


Super Nintendo (SNES)

Приставка Nintendo была одной из самых популярных в конце 80-х и начале 90-х, имела ряд клонов, в т.ч. известную в России приставку Dendy. Более мощная версия приставки называлась Super Nintendo Entertainment System, или просто SNES.

Эмуляторов для SNES очень много, но среди них масса недоделанных, заброшенных и т.п. По мнению компетентных игроманов, для обеспечения максимального комфорта и совместимости нужно использовать в паре эмуляторы Zsnes и Snes9x.


Snes9x 1.4

http://www.snes9x.com/

Объем: 1 Мб.
Полнота поставки: 5/5.
Скорость работы: 5/5.
Стабильность работы: 5/5.

Удивительный случай — оценка за скорость чуть было не была снижена за слишком высокую скорость. Как ни странно, на нашем тестовом стенде самая свежая версия эмулятора повела себя неадекватно. Музыка воспроизводилась примерно в два — два с половиной раза быстрее, чем нужно, а игровой процесс был ускорен на 70-100%. Чтобы вернуться к нормальной скорости, пришлось включить FRAME LIMITER. Ползунок не имеет градуировки, но его пришлось установить в положение, близкое к минимальному. Счетчик кадров на экране всегда показывает 60 FPS, поэтому реальную частоту кадров узнать затруднительно, но она явно очень высока.

Стабильность этого демона скорости не вызывает ни малейших нареканий. Отлично работает в оконном и полноэкранном режиме с любыми вариантами опций. Вариантов, кстати, немало — одних режимов интерполяции 8 штук, включая Super2xSAI.

Очень наглядно сделана настройка геймпада, поддерживаются различные устройства ввода и даже игра по сети. Также вызывает интерес встроенная система жульничества — файлы, описывающие, как модифицировать игру в памяти, чтобы, например, обрести вечную жизнь, легко найти в сети.

Меню и настройки эмулятора всегда остаются доступны, а эффект от их применения виден сразу. Просто и со вкусом.


Hedgehog">

Zsnes 1.36

http://www.zsnes.com

Объем: 450 кб.
Полнота поставки: 5/5.
Скорость работы: 5/5.
Стабильность работы: 4/5.

ATARI (несколько моделей) — очень популярные на Западе, но менее известные у нас бытовые компьютеры. http://atari.kolaland.ru/news.php

NeoGeo — игровая приставка, спрятанная во многих старых игровых автоматах. http://neo.cgn.ru/?op=main

GameBoy — портативная игровая консоль, позволяющая развлекаться всегда и везде, предок бурно рекламируемой N-Gage. http://emulators.wallst.ru/ gameboy.htm


ЛЕГКИЙ ПУТЬ

Чтобы насладиться очень популярной игрой из «старья» или «вечной классики», необязательно ставить эмулятор. Скорее всего, старую идею реализовали на новом оборудовании и реализовали многократно. Поэтому римейков Арканоида, Тетриса и десятков других игр — хоть пруд пруди. Один программисты заботливо сохраняют музыку и графику оригинала, другие, напротив, используют всю мощь современной техники, вдыхая в старые игры новую жизнь, но в любом случае, результатом воспользоваться совсем несложно — без всякой эмуляции. Посмотреть, есть ли римейки для вашей любимой игры, можно на сайте www.remakes.org.



Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Стажировки, стипендии, гранты
15 апреля 2005
Обзоры

Стажировки, стипендии, гранты

«НАУЧНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА» В ИНСТИТУТЕ ДАРМШТАДТА В последние годы растет интерес читателей к таким темам, как изменение климата, землетрясения, исследование космического пространства, нанотехнологии. Именно поэтому на факультете общественных наук и культурологии Дармштадтского института (Fachhochschule Darmstadt) введен новый курс «Научная журналистика».

Тест Full HD 3D-видеопроектора JVC DLA-X3
8 октября 2012
Тесты

Тест Full HD 3D-видеопроектора JVC DLA-X3

Большой зрительский спрос на 3D-контент и кассовые сборы от проката первых 3D-фильмов явились мощными катализаторами развития 3D-технологии. А концепция Blu-ray 3D для полноценного домашнего стереокинотеатра, не уступающего по возможностям элитным кинотеатрам типа IMAX, поставили перед производителями проекторов ультиматум: 3D Full HD — сейчас!

Zignum представляет i-Cozy
14 ноября 2012
Новости

Zignum представляет i-Cozy

Москва, 13 ноября 2012 года — компания Zignum выпустила многофункциональную подставку i-Cozy для планшетных компьютеров, в том числе для iPad. Благодаря многообразию креплений планшет можно зафиксировать на любой поверхности и в любом положении, что обеспечит комфортную работу с вашим устройством.

Интеллектуальные мобильные технологии Bosch
5 февраля 2015
Новости

Интеллектуальные мобильные технологии Bosch

20 лет назад интернет перевернул представление о компьютерных технологиях. В ближайшие несколько лет подобные революционные изменения произойдут и в автомобильной индустрии. На выставке CES (Consumer Electronics Show, январь 2015), в числе других высокотехнологичных решений, компания Bosch наглядно продемонстрировала, как автомобили становятся активной частью глобальной информационной сети, что открывает перед водителями ряд дополнительных возможностей. В портфеле Bosch уже есть уникальные разработки во всех смежных отраслях. Компания производит оборудование, которое позволяет «связать» автомобиль с внешним миром, а также универсальный пакет программного обеспечения для обслуживания как поставщиков услуг и их пользователей, так и многочисленных дополнительных сервисов.

Ноутбук Gigabyte P2542G — мультимедийный и игровой центр
5 июня 2012
Новости

Ноутбук Gigabyte P2542G — мультимедийный и игровой центр

Gigabyte P2542G — это мощный мультимедийный и игровой 15,6" ноутбук, стилизованный под эксклюзивный спортивный автомобиль. Он способен справиться с наиболее сложными многозадачными приложениями и играми благодаря производительному тандему четырехядерного процессора 3-го поколения Intel Core i7-3610QM и видеоускорителя NVIDIA GeForce GTX 660M...

Acronis Backup 12 теперь поддерживает резервное копирование Microsoft Office 365
2 марта 2017
Новости

Acronis Backup 12 теперь поддерживает резервное копирование Microsoft Office 365

02 марта 2017 г. — Компания Acronis, мировой лидер в сфере защиты и хранения данных в гибридных облачных хранилищах, объявила о поддержке резервного копирования Microsoft Office 365 в своем самом быстром и комплексном решении в мире для резервного копирования — Acronis Backup 12. Данное решение позволяет компаниям малого бизнеса защищать все свои данные, как локальные, так и находящиеся в облачном хранилище, с помощью единого решения.

Продукция Sony получила семь наград EISA 2018-2019
15 августа 2018
Новости

Продукция Sony получила семь наград EISA 2018-2019

Компания Sony была отмечена EISA (European Imaging and Sound Association, Европейская Ассоциация по Звуку и Изображению) за достижения в разработке лидирующей в отрасли потребительской электроники. В 2018 году продукция Sony была удостоена наград в 7 категориях. EISA является крупнейшим в Европе объединением изданий по тематике мультимедиа, а ее комитет тщательно оценивает образцы техники из широкого списка категорий и известен тем, что отмечает по-настоящему качественные и инновационные продукты.

Toshiba Electronics Europe дает прогноз: какими будут тренды хранения данных в 2019 году
17 января 2019
Обзоры

Toshiba Electronics Europe дает прогноз: какими будут тренды хранения данных в 2019 году

Где мы собираемся хранить столько данных? Благодаря инженерам и программистам, емкость дисковых носителей становится все больше, а объединение их в эффективные системы хранения – проще. Таким образом, проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня, решать стало легче. Но с учетом прогнозов по стремительному ускорению объемов генерации данных машинами, такими, как автономные транспортные средства и интеллектуальные фабрики, а также принимая во внимание, что люди уже создали огромные массивы данных, включая резервные копии, сможем ли мы произвести достаточно хранилищ для потребностей следующего десятилетия? Или нам придется подумать о более безжалостном подходе и принимать решение относительно того, что можно не хранить?

ASUS представляет видеокарту Strix GTX 750 Ti OC
23 июля 2014
Новости

ASUS представляет видеокарту Strix GTX 750 Ti OC

Компания ASUS представляет Strix GTX 750 Ti OC – новую видеокарту на базе графического процессора NVIDIA GeForce GTX 750 Ti, работающего на частоте до 1202 МГц, и оснащенную 2 гигабайтами видеопамяти GDDR5. Strix (от латинского «сова») – это линейка продуктов, которые позволяют лучше видеть, четче слышать и быстрее реагировать в играх. Strix – это выживание на грани инстинктов. Strix – в крови каждого настоящего геймера!

Ничего лишнего: AeroCool представляет модульные блоки питания Xpredator M
25 апреля 2016
Новости

Ничего лишнего: AeroCool представляет модульные блоки питания Xpredator M

Москва, 25 апреля 2016 г. — Компания AeroCool Advanced Technologies (AAT), один из ведущих мировых производителей корпусов, блоков питания, аксессуаров и периферии для компьютеров, представляет линейку модульных блоков питания Xpredator M мощностью от 450 до 750 Вт с сертификатом энергоэффективности 80 Plus Bronze. В серии есть модели для любых конфигураций — от домашних медиацентров и офисных систем до быстрых игровых компьютеров.