Даже если в период «начальной компьютеризации», на границе 80-х и 90-х, вы уже вышли из детского возраста, очень возможно, тогда вас настиг еще один «приступ детства». Взрослые и солидные дяди и тети часами «рубились» в первые примитивные компьютерные игры или просаживали 15-копеечные монеты, а то и 50-копеечные жетоны, в доселе невиданных игровых автоматах с поразительными анимированными персонажами, участвовавшими в автогонках или рукопашных боях.
То время давно ушло, но герои прошлых игровых баталий до сих пор ностальгически улыбаются, когда кто-нибудь вспоминает Digger или River Raid, Xonix и Street Fighter...
Новый год — время, когда смотрят в будущее и вспоминают прошлое. Ностальгическое настроение создают старые добрые кинофильмы, обзоры праздничных программ прошлых лет, традиционные яства на столе... В этот ряд прекрасно ложатся старые игры, давно пройденные вдоль и поперек, ужасно некрасивые по современным стандартам, но такие же милые, как старый плюшевый мишка, с которым спал в детстве. В них хочется немного поиграть.
Как правило, игры эти давно и надежно похоронены — игровые автоматы демонтированы, да и сами залы давно переоборудованы в казино, игровые приставки пылятся где-нибудь на антресолях, а компьютерные игрушки в свое время стали жертвой Windows 95... Поэтому, даже имея в своем арсенале новейший и мощнейший компьютер, который может все, в прошлое, казалось бы, не вернуться. Спешим утешить — это не так. «Волшебная палочка», или, если угодно, «машина времени», есть. И мы ее покажем.
КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ
С учетом того, что за последние 10 лет микропроцессорная техника заметно продвинулась вперед, для современного домашнего компьютера и правда не составит проблемы выполнить вычислительные задачи, для решения которых тогда требовалась специализированная и дорогостоящая начинка игрового автомата или игровой приставки. И уж тем более не должно возникать проблем с играми для того же компьютера, только менее совершенного, десятилетнего. Тем не менее проблемы возникают.
Когда речь идет об игровых приставках или игровых автоматах (по сути это одно и то же), главная проблема — несовместимость архитектуры. Приставка является узкоспециализированным устройством, архитектура которого оптимизирована именно для игр. У нее сильно урезана система ввода-вывода, а классическая приставочная архитектура подразумевает использование трех тесно связанных процессоров — центрального, отвечающего за игровую логику, координирование ввода-вывода и загрузку данных; графического, отрисовывающего картинку; и звукового, генерирующего музыку и спецэффекты. При этом система команд каждого их них разительно отличается от принятой на современных компьютерах. Ну а игровые данные хранятся на экзотических носителях (специальных картриджах) в оригинальных, неизвестных на компьютере форматах. Поэтому, даже ухитрившись скопировать игру на винчестер, запустить вы ее не сможете.
Со старыми играми для ПК таких проблем нет, зато есть другие. Дело в том, что они рассчитаны на гораздо более слабое оборудование и другую рабочую среду. Если инициализировать современный видеоадаптер в старом режиме еще удастся, то разогнать системный таймер, стандартно «тикающий» с частотой 18,5 Гц в секунду до 100 или 10 000 Гц, как это порой делали раньше для разнообразных задач, нет — не позволит Windows. Другая часто встречающаяся проблема — слишком маленькие циклы задержки в старых играх. Новые процессоры за счет оптимизации «прощелкивают» холостые циклы за тысячные доли секунды вместо планируемых автором десятых долей, в результате игровое действие идет в 10-100 раз быстрее, чем хотелось бы. Ну а проблема-чемпион по распространенности — это, конечно, невозможность программы «осознать» 512 Мб памяти вместо привычных двух или жесткий диск на 100 Гб вместо 40 Мб. Иногда проблема проявляется интересным образом — вам заявляют, что... не хватает памяти! Речь, заметим, идет о «нижней» памяти, специфику которой благодаря Windows все уже успели подзабыть, поэтому о ее количестве давно не заботятся.
ЧУДО ЭМУЛЯЦИИ
Несмотря на то, что описанные проблемы серьезны, многие из них решаются по мановению волшебной палочки. Называется эта «волшебная палочка» эмулятором. Не вдаваясь в точное научное определение, скажем, что эмулятор — это программа, позволяющая запускать и отлаживать программы, созданные для оборудования, отличного от стандартного ПК. Эмуляторы чаще всего используются не для развлечений, а для вполне серьезных задач. Согласитесь, разрабатывать игры для приставки на самой приставке невозможно, для этого нет никаких средств. Между тем для отладки игр нужна именно приставка, на ней они и должны работать. На выручку приходит эмулятор, который создает для игры полностью виртуальную аппаратную среду, пригодную для запуска. Средствами эмулятора создаются виртуальные процессоры и телевизоры, джойстики и динамики. По мере необходимости эмулятор транслирует данные, выводимые программой, на реально имеющееся оборудование, а программе «скармливает» пользовательский ввод. Таким образом, внутри вашего компьютера можно запустить одну или несколько «виртуальных машин», которые разительно отличаются по аппаратным характеристикам.
Естественно, программная эмуляция процессора, памяти и прочего оборудования — достаточно сложная задача. Эмулятор должен успевать «транслировать» команды из одной системы (эмулируемой) в другую (настоящую), обновлять память, в общем, решать много различных задач одновременно. Поэтому эмуляция выполнения программы на компьютере занимает в 3-20 раз больше процессорного времени, чем запуск программы на реальном устройстве. По счастью, современные компьютеры достаточно мощны, чтобы покрывать своим быстродействием эту чудовищную разницу.
Чтобы упростить задачу и снизить нагрузку на процессор, в эмулятор зачастую встраиваются элементы симуляции. В этом случае виртуализация становится не такой полной, зато более быстрой. Например, можно просто заменить инструкции эмулируемого процессора на инструкции настоящего, имеющегося, внести некоторые поправки в программу и запустить ее на настоящем процессоре, без эмуляции. В этом случае эмулятору останется только отрабатывать вызовы к системе ввода-вывода на имеющемся оборудовании вместо эмулируемого. Это позволяет почти полностью избавиться от временных потерь при эмуляции/симуляции.
«Чистых» эмуляторов имеется совсем немного, они годятся разве что для стареньких машинок и приставок с процессором, тактовая частота которого лежит в интервале от 1 до 30 МГц. Для более мощного оборудования элементы симуляции необходимы. Впрочем, в дальнейшем мы не будем делить программы на эмуляторы и симуляторы, для пользователя эта разница важна редко. Назовем их все эмуляторами.
Практически все старые компьютеры и игровые приставки можно эмулировать на ПК, была бы соответствующая программа. И такие есть!
НЕОБХОДИМЫЕ ВЕЩИ
Для того чтобы насладиться старыми играми, нужно потратить некоторое количество времени, загружая все необходимое из Интернета. Найти нужные программы и данные на дисках на Горбушке проблематично, поэтому надеяться нужно только на себя. К счастью, нужно не так много.
1. Программа-эмулятор. Обычно их несколько, и загружать, как правило, рекомендуется не одну. Дело в том, что не все эмуляторы воспроизводят старое оборудование в точности, поэтому возможно, что какие-то игры на эмуляторе не запустятся или будут работать не вполне корректно. Эмулятор другого автора в таком случае может прийти на выручку. Кроме того, нужно попробовать, насколько стабильно тот или иной эмулятор будет работать в вашей системе. Самый стабильный и удобный годится на роль эмулятора № 1, остальные могут быть вспомогательными, для сложных случаев.
2. Дополнения к эмулятору. Этот пункт требуется далеко не для всех эмуляторов, но необходимость в дополнительных файлах порой все же возникает. Чаще всего это содержимое BIOS, распространение которого ограничено законодательством об авторском праве. Легитимный способ получения копии — скачивание BIOS со своей приставки/компьютера при помощи особых программ. Но если приставка ваша давно лежит на помойке, искомое довольно легко найти в Интернете. Кроме того, некоторые эмуляторы требуют подключения к ним модулей ввода-вывода.
3. Собственно игры. Их можно с помощью разных ухищрений копировать с оригинальных носителей, но легче опять-таки поискать в Интернете. Большая часть старых изданий занимает сотни килобайт или единицы мегабайт, поэтому загрузка не составит большой проблемы.
Sega Genesis/MegaDrive
Одна из старейших 16-битных приставок имела в нашей стране (да и во всем мире) огромную популярность, поскольку для своего времени предлагала исключительно качественные игры. Характеристики этой машинки (два процессора на 7,5 и 3,5 МГц, палитра из 512 цветов и 64 кб памяти) вызывают сегодня умиление, но самое интересное, что многие игры до сих пор выглядят привлекательно и вполне играбельны. Да, мегагерцы — не главное, хотя о 3D на этой приставке можно забыть. Эмуляторы Sega универсальны (позволяют эмулировать до 5 приставок этого семейства), но для старших моделей вроде Sega CD требуется загрузка BIOS. Игры (ROM) для младших моделей работают и без этого.
Gens
http://gens.consolemul.com
Объем: 390 кб.
Полнота поставки: 5/5.
Скорость работы: 4/5.
Стабильность работы: 4/5.
Один из самых известных эмуляторов недавно «дорос» до версии 2 и теперь умеет эмулировать 5 разных типов приставки Sega. Впрочем, это неудивительно, поскольку их разница кроется в основном в периферийных устройствах, а ядро у них схожее.
Пока не загружена игра, эмулятор развлекает пользователя пестрой картинкой, немного напоминающей волны на воде. В это время можно сделать необходимые настройки эмулятора, что, впрочем, необязательно, можно сразу загружать образы игровых картриджей, файлы с расширением BIN и объемом 1-4 Мб. Единственная действительно необходимая настройка — установка графического режима. Наш тест проходил в оконном режиме, и следует признать, что режимов отображения картинки у Gens очень много — на любой вкус. В принципе, они предназначены для оптимизации сочетания качество — производительность, но на современных ПК компромиссы не нужны — наиболее качественное изображение достижимо в режимах Interpolated и 2xSAI. Частота кадров остается стабильно высокой — 50 и 60 FPS в режимах PAL и NTSC соответственно. Однако в NTSC играх часто возникает неприятный эффект в виде смазанной полосы в середине экрана, то есть в этом месте становится заметна смена кадров. Почему этот эффект не «побороли» — непонятно, все возможности для этого есть. Тем не менее он портит иногда впечатление от игры, и не помогает даже опция Vsync (ожидание обратного хода луча кинескопа), которая должна бы по идее решать эту проблему. В режиме 2xSAI эффект не проявляется, вместо него изредка «моргает» весь экран.
Стабильность работы эмулятора очень хорошая, он не «капризничает» и нормально эмулирует все картриджи. Оценка была снижена за зависание в режиме конфигурирования геймпадов. Секрет в том, что определять клавиши виртуального геймпада надо быстро. Пара секунд промедления перед очередной клавишей — и эмулятор зависает.
Kega Lazarus SE
http://www.megagames.com/news/html/emulators/kegalazarusse.shtml
Объем: 250 кб.
Полнота поставки: 5/5.
Скорость работы: 4/5.
Стабильность работы: 5/5.
Достаточно новый эмулятор, основная линия развития которого — более аккуратная эмуляция Sega CD — тем не менее отлично эмулирует работу MegaDrive и Genesis. По сравнению с Gens обладает меньшим количеством опций, но зато прост в настройке.
Собственно, единственная настройка, которую необходимо сделать, — это режим отображения видео. Их всего четыре плюс опция Vsync. Описанная проблема с полосой посреди экрана присутствует, но стоит не так остро, как в Gens, здесь неприятный спецэффект заметен реже. С другой стороны, столь аккуратного сглаживания, как режим 2xSAI, просто нет. В остальном производительность отличная, видео отображается с номинальной скоростью 50/60 FPS в зависимости от режима.
В меню File отдельными пунктами присутствует загрузка и сохранение всех типов ROM и прочих носителей, подключаемых к SEGA, поэтому запутаться просто. Лучше запомнить комбинации «быстрых клавиш», так будет быстрее.
Также к достоинствам Kega Lazarus относится стабильность — за время теста не было ни едной претензии ни к работе игр, ни к работе эмулятора.
Резюме простое — по качеству картинки предпочтителен Gens, но если что-то с ним не так, Kega Lazarus станет отличной заменой.
Super Nintendo (SNES)
Приставка Nintendo была одной из самых популярных в конце 80-х и начале 90-х, имела ряд клонов, в т.ч. известную в России приставку Dendy. Более мощная версия приставки называлась Super Nintendo Entertainment System, или просто SNES.
Эмуляторов для SNES очень много, но среди них масса недоделанных, заброшенных и т.п. По мнению компетентных игроманов, для обеспечения максимального комфорта и совместимости нужно использовать в паре эмуляторы Zsnes и Snes9x.
Snes9x 1.4
http://www.snes9x.com/
Объем: 1 Мб.
Полнота поставки: 5/5.
Скорость работы: 5/5.
Стабильность работы: 5/5.
Удивительный случай — оценка за скорость чуть было не была снижена за слишком высокую скорость. Как ни странно, на нашем тестовом стенде самая свежая версия эмулятора повела себя неадекватно. Музыка воспроизводилась примерно в два — два с половиной раза быстрее, чем нужно, а игровой процесс был ускорен на 70-100%. Чтобы вернуться к нормальной скорости, пришлось включить FRAME LIMITER. Ползунок не имеет градуировки, но его пришлось установить в положение, близкое к минимальному. Счетчик кадров на экране всегда показывает 60 FPS, поэтому реальную частоту кадров узнать затруднительно, но она явно очень высока.
Стабильность этого демона скорости не вызывает ни малейших нареканий. Отлично работает в оконном и полноэкранном режиме с любыми вариантами опций. Вариантов, кстати, немало — одних режимов интерполяции 8 штук, включая Super2xSAI.
Очень наглядно сделана настройка геймпада, поддерживаются различные устройства ввода и даже игра по сети. Также вызывает интерес встроенная система жульничества — файлы, описывающие, как модифицировать игру в памяти, чтобы, например, обрести вечную жизнь, легко найти в сети.
Меню и настройки эмулятора всегда остаются доступны, а эффект от их применения виден сразу. Просто и со вкусом.
Hedgehog">
Zsnes 1.36
http://www.zsnes.com
Объем: 450 кб.
Полнота поставки: 5/5.
Скорость работы: 5/5.
Стабильность работы: 4/5.
ATARI (несколько моделей) — очень популярные на Западе, но менее известные у нас бытовые компьютеры. http://atari.kolaland.ru/news.php
NeoGeo — игровая приставка, спрятанная во многих старых игровых автоматах. http://neo.cgn.ru/?op=main
GameBoy — портативная игровая консоль, позволяющая развлекаться всегда и везде, предок бурно рекламируемой N-Gage. http://emulators.wallst.ru/ gameboy.htm
ЛЕГКИЙ ПУТЬ
Чтобы насладиться очень популярной игрой из «старья» или «вечной классики», необязательно ставить эмулятор. Скорее всего, старую идею реализовали на новом оборудовании и реализовали многократно. Поэтому римейков Арканоида, Тетриса и десятков других игр — хоть пруд пруди. Один программисты заботливо сохраняют музыку и графику оригинала, другие, напротив, используют всю мощь современной техники, вдыхая в старые игры новую жизнь, но в любом случае, результатом воспользоваться совсем несложно — без всякой эмуляции. Посмотреть, есть ли римейки для вашей любимой игры, можно на сайте www.remakes.org.
Комментарии