История одной фотографии: Маршак.

Галерея классической фотографии начинает публикацию серии рассказов из книги Леонида Лазарева «Пуля для «Такумара», в которой фотограф детально разбирает жизненные ситуации, сопровождавшие создание того или иного снимка. В этом отрывке – история фотографии С.Я. Маршака.

Леонид Лазарев. С.Я. Маршак, 1964.

В 1964 году я преступил порог редакции нового журнала «Кругозор». Меня приняли штатным сотрудником. Первым редакционным заданием стала съемка поэта С.Я. Маршака. Главный редактор, поручая мне это задание, сказал:

– Маршак – значимая фигура. Нужен кадр на разворот журнала. Крупно. Постарайся.

Для меня, выросшего в Москве, в районе с улицы Горького, поэты, писатели стояли в бронзе. Горький, Маяковский, Пушкин. Имя Маршака, проникшего во все мои поры через учебники, радио, воспринималось мною – человеком из бронзы. Что он был живой – это прекрасно и почти невероятно. Большая ответственность бременем ложилась на мои плечи, тем более это – первое задание редакции.

К поэту я пошел не один, со мной были журналисты, пишущие звук и текст. Так складывалась работа в журнале «Кругозор» – один снимал, второй писал звуковой репортаж, третий текстовой. Задача – сделать портрет. Конечно, это не должно быть бытовое решение. Это не должно быть репортажное, случайное решение. Входим к нему и оказываемся в большой комнате с очень большим количеством мебели, мелких предметов, штор, много пыли. Помещение темное, даже очень темное. Я не сразу разглядел нашего героя. Глаза должны были привыкнуть к слабому свету. На каком-то диване или даже кровати сидит небольшого физического масштаба человек, с деформацией плеч – правое плечо выше левого, с немного безразличным усталым взглядом, отрешенно смотрит перед собой и ждет. Физическая слабость чувствовалась в нем. Сзади него мелькнули два стальных кислородных баллона. Женщина, открывшая дверь сказала, что у нас буквально двадцать минут, не больше. Он плохо себя чувствует, и его надо уважить.

У меня в руках камера с черно-белой пленкой, небольшой набор оптики, без вспышки, без добавочного источника света. Я пытаюсь работать сразу, а нельзя – надо уступить место коллегам. Когда включен микрофон и задан вопрос радиожурналистом – снимать неэтично. Звук камеры может испортить запись. Подхожу ближе, смотрю, отхожу дальше, захожу слева, справа, осматриваю помещение. Оно не приспособлено для съемки. Почти темнота, провал света. Даже экспозиционно не хватает света, он очень слабо освещает этого человека. Как создать рисунок света на лице? Как спасти ситуацию. Я невольно представил разговор с главным редактором, если я буду снимать без каких-либо изменений. Ужасно. Уши начинают краснеть. Что делать? Выхожу в коридор и обращаюсь к женщине, встретившей нас:

– Можно ли сдвинуть занавески на окнах?

– Да, пожалуйста. Но только не надолго. Ему тяжело воспринимать яркий свет.

Я отдергиваю правую штору для того чтобы левая часть лица осветилась. Закрываю вторую, отодвигаю еще одну. Включаю верхний свет. Но получается рыхлое, вялое, неконтрастное, не фактурное изображение. Присматриваюсь к своему герою. Морщины, которые у него в большом количестве на лице – видимо это плата за каждый успех, каждую литературную строчку. Знаете, как на руке отпечаток судьбы, видимо этот отпечаток у него на лице. Это можно прочесть в каждой его складке, напряжение губ, взгляд немного пассивный.

Мои коллеги достают микрофоны и начинают записывать встречные диалоги между ними. Микрофоны мешают, лезут в кадр. Я прошу немного их сдвинуть. Приступаю к съемке, думаю надо возвеличить этого человека. Съемка снизу, возвеличит этого поэтического классика. Стою перед ним на коленях, смотрю в камеру – лицо с искажением. Выступает вперед скула с губами, глаза уходят назад, они в провале. В темноте возникают какие-то детали на потолке. Кадр явно не годится по композиционному признаку. Я начинаю искать. Встаю с колен. Захожу слева – мешают баллоны и профиль человека нехарактерный и некрасивый. Сделав десятки эскизных кадров, я нахожу точку, с которой можно и нужно снимать. Спокойный ракурс. Сила кадра переносится на выражение лица, но не хватает света. Я снова обращаюсь к хозяйке дома и спрашиваю, нет ли настольной лампы.

– Есть одна на письменном столе. Сейчас я Вам ее принесу.

Она протягивает мне стандартную пластмассовую лампу черного цвета, которая может изгибаться с очень слабой лампочкой. Включаю. Она на довольно приличном расстоянии от моего героя, свет от нее почти не чувствуется. Что же делать? Ища световое решение, одновременно думаю каким объективом снять. Ставлю восьмидесяти пяти миллиметровый. Это так называемый портретный объектив. Но рисунок этого объектива в данном случае мне показался неинтересным. Ставлю объектив пятьдесят пять миллиметров «Такумар» – японский объектив фирмы «Асахи-Пентакс». Изображение благодаря ему кажется лучше, объемнее, контрастнее, выпуклее. Но что делать со светом? Я еще раз обращаюсь к хозяйке дома:

– Может быть у соседей есть настольные, переносные лампы?

– Да, подождите.

Слышу за дверью короткий разговор с соседями. Появляются две лампы. Одна похожая на ту, что была, другая с розовым абажуром. Последний я тут же без спроса снимаю. Ставлю эти лампы слева и справа контровым образом. Слева была возможность поставит лампу на деталь мебели и она оказалась немножко сверху. Свет приобрел жесткость. Он стал читаем как источник. Это никуда не годиться. Это также не годиться, как съемка блиц лобовым. Это непрофессионально. Надо создавать нюансовый рисунок. Надо создавать рисунок жизни этого человека.

Он на меня не смотрит. По-моему, он вообще переводит взгляд слева направо, но не фиксирует видимое. У него вероятно нет внутренних сил сосредоточиться на происходящем перед ним. Как обратить на себя внимание? Как помочь ему сгруппироваться? Что для него самое близкое – его творчество. Надо ему напомнить о нем. Сделать так, чтобы он посмотрел на меня внимательно. Но как…? Когда я стал строить кадр начиная с очень крупного – исчезало тело, одна голова. Исчезал как бы постамент с особыми деталями – худые плечи, складки рубашки, общая немощность, натурализм. Прихожу к выводу – крупно снимать нельзя. Строю композиция с руками и плечами. Она немножко диагональная, динамичная. Детали рубашки, несимметричный горизонт плеч – все это становится необходимыми атрибутами. Высокий морщинистый лоб, причесанные волосы говорят о том, что человек готов жить и работать дальше. Как же быть? Как оживить моего героя. Как возбудить его интерес к гостям?

Проходит несколько томительных минут. Съемка начинает заваливаться. Я слышу вопросы моих коллег…

В голове сами собой появились строки, написанные сидящим передо мной человеком. Делаю жест коллегам. Начинаю декламировать:

– Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

При первых же словах глаза его вспыхнули и метнулись в мою сторону с повышенным вниманием. Мгновенная реакция с моей стороны. Мелькнула мысль «СНЯТО». Я стал пятиться назад опустив камеру, всем своим видом как бы говоря – съемка окончена. Еще некоторое время журналисты атаковали нашего героя. Он отвечал медленно. Говорил, что слово «кругозор» удачное для названия журнала, что он желает ему творческого успеха, что все замечательно и он очень рад, что появился такой коллектив.

Нет, нельзя быть таким самоуверенным, надо продублировать ситуацию. К тому же я был недоволен светом. Обращаюсь к коллегам:

– Подержите, пожалуйста, лампу и вот эту простынку, которая здесь лежит. С одной стороны я направляю источник света на простыню, тем самым создавая мягкий свет, а вот с левой стороны, настольная лампа осветила верхнюю часть головы. Я немножко поправляю. Мне нравится, поставленный рисунок. Теперь стоял вопрос – как выявить глаза, как их открыть, как заставить еще раз посмотреть на меня? Повторяю тот же ход. Читаю:

– А это пшеница, которая в темном чулане хранится. В доме, который построил Джек.

Он почти улыбнулся, взглянув на меня. Я опять успеваю нажать нужную кнопку.

Результат я увидел только в лаборатории. Проявил материал, оказалось много невыразительных кадров и только эти два кадра, которые я тщательно подготовил, оказались в идеальном решении. Один оказался немного лучше другого. Взгляд маэстро был собран, внимателен. Очки с сильными минусовыми линзами делали его пристальным. Только этот кадр мог получить право жить дальше. Я посчитал свою задачу выполненной.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Тест сабвуфера Heybrook HBS 200 sr
18 ноября 2012
Тесты

Тест сабвуфера Heybrook HBS 200 sr

ДОСТОИНСТВА: динамичное воспроизведение баса в кино и современной музыке. НЕДОСТАТКИ: упрощенные тембры во всем рабочем диапазоне. ВЫВОДЫ: сабвуфер определенно хорош в приложениях ДТ, его яркий, напористый бас должен понравится почитателям клубной музыки и рока. Аппарат предназначен для помещений площадью до 30 кв. м.

Показательные телевизоры!
8 декабря 2004
Новости

Показательные телевизоры!

JVC PD-35DX Плазменный телевизор ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ JVC PD-35DX — модель интересная и, надо сказать, редкая на нашем рынке: она имеет относительно небольшую (для плазмы) диагональ экрана — всего 35 дюймов. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: в телевизоре применены самые передовые технологические разработки компании JVC.

Honor представляет доступный смартфон Honor 8X с премиальными функциями
11 октября 2018
Новости

Honor представляет доступный смартфон Honor 8X с премиальными функциями

Honor, молодой инновационный бренд смартфонов, представляет новое пополнение линейки X — смартфон Honor 8X, получивший целый набор премиальных функций и стильный дизайн. Помимо нового процессора Kirin 710, вместительного накопителя, мощной батареи и интеллектуальных функций фотосъёмки новинка получила FullView экран с диагональю 6,5 дюймов, занимающий 91% передней поверхности корпуса.

Лаконичность линий и качество изображения: новые 4К-телевизоры BRAVIA уже доступны на российском рынке
23 апреля 2016
Новости

Лаконичность линий и качество изображения: новые 4К-телевизоры BRAVIA уже доступны на российском рынке

Гостиная — это сердце каждого дома, уютное место, где мы можем отдохнуть от повседневной суеты или посидеть с друзьями, чтобы поделиться новостями или посмеяться от души. Новые телевизоры BRAVIA созданы, чтобы стать центральным элементом гостиной, идеально сочетаясь с окружающей обстановкой, благодаря минималистичным формам и современному подходу к материалам. Традиционно высокое качество изображения обеспечивается широким набором современных технологий, алгоритмов обработки сигнала и подавления шумов. Телевизоры серий WD60/WD65 и RD45/RD43 появятся в продаже в России в апреле 2016 года, 4К-телевизоры серий XD93/ XD85 уже доступны на российском рынке с марта 2016 года.

Кен Ишивата ― почетный гость Галереи «НАЗАРОВ»!
20 марта 2014
Новости

Кен Ишивата ― почетный гость Галереи «НАЗАРОВ»!

Бренд-директор и духовный вдохновитель знаменитой японской компании Marantz Кен Ишивата ― поистине легендарная личность в мире High End! Каждое изделие компании создается при его непосредственном участии и под его пристальным контролем. Именно благодаря Кену компания Marantz смогла добиться таких потрясающих успехов во всем мире. 14 апреля 2014 года в стенах Галереи безупречной электроники «НАЗАРОВ» состоится долгожданная встреча с этим выдающимся человеком.

SCOUT – нагрудная система для переноса камеры
27 июля 2018
Новости

SCOUT – нагрудная система для переноса камеры

SCOUT разработана канадской компаией Cotton Carrier и предназначена для фотографов, которым важно держать свою камеру всегда на готове и быть уверенными в её безопасности. Система позволяет плотно прижимать камеру к телу, исключая лишние колебания, а сама камера надёжно фиксируется в специальном быстросъёмном креплении.

В России начались продажи ультрамобильного проектора ViewSonic M1
20 июня 2018
Новости

В России начались продажи ультрамобильного проектора ViewSonic M1

Корпорация ViewSonic, ведущий мировой поставщик продуктов для визуального представления информации, объявила о начале продаж в России ультрамобильного LED-проектора M1 с двумя встроенными динамиками Harman Kardon®. LED-проектор ViewSonic M1, отмеченный отраслевой наградой iF Product Design Award, является идеальным решением для просмотра мультимедиа и предназначен для развлечений практически в любом помещении и во время путешествия.

МУЗЫКА ВСЕГДА И ВЕЗДЕ: НЕВЕСОМАЯ СКЛАДНАЯ СТЕРЕОГАРНИТУРА GENIUS HS-M430
18 февраля 2016
Новости

МУЗЫКА ВСЕГДА И ВЕЗДЕ: НЕВЕСОМАЯ СКЛАДНАЯ СТЕРЕОГАРНИТУРА GENIUS HS-M430

Москва, 17 февраля 2016 года — Компания Genius, мировой лидер в области компьютерной и мобильной периферии, представляет складную стереогарнитуру HS-M430 для активных людей, которые долго не сидят на одном месте.

Lenovo представляет на российском рынке фаблет Phab 2 Pro с технологией Tango
21 апреля 2017
Новости

Lenovo представляет на российском рынке фаблет Phab 2 Pro с технологией Tango

Компания Lenovo представляет на российском рынке одну из самых ожидаемых новинок — Phab 2 Pro, первый в мире фаблет с поддержкой платформы Tango. Фаблет Phab 2 Pro оборудован дисплеем с диагональю 6,4 дюйма с разрешением стандарта QHD (2560x1440 пикселей) и поддержкой технологии Assertive Display, это позволяет не только получить очень высокую четкость картинки, но и оптимизировать качество изображения в зависимости от освещенности и типа контента.

LG представляет смартфоны Optimus L Series второго поколения на выставке Mobile World Congress
14 февраля 2013
Новости

LG представляет смартфоны Optimus L Series второго поколения на выставке Mobile World Congress

Сеул, 14 февраля 2013 г. — Компания LG остается верной своему богатому дизайнерскому наследию, представляя смартфоны серии Optimus L SeriesII на выставке Mobile World Congress (MWC) этого года. Успешная серия L Series получила новый виток развития, опираясь на эстетику современного дизайна и инновации, улучшающиие оригинальные модели. За первые 10 месяцев было продано 10 миллионов смартфонов серии Optimus L. Благодаря утонченному стилю и неординарным возможностям, смартфоны Optimus L SeriesII продолжат эту динамику.