Гений места. Классика литовской фотографии

В московском Центре фотографии имени братьев Люмьер в начале 2014 года  демонстрировался масштабный выставочный проект «Гений места. Классика литовской фотографии». В экспозицию вошло более двухсот работ пятнадцати знаковых литовских фотографов второй половины XX века.

1. Виргилиус Шонта. Полет. 1978

Фотографические координаты Литвы шестидесятых уникальны. Находясь в широтах советской идеологии, она была достаточно удалена от центра, чтобы впитать общеевропейские фотографические тенденции, предпринимать успешные попытки диалога с мировым фотографическим сообществом.

У многих авторов были доступ к западным изданиям и возможность отправлять свои работы на международные конкурсы и выставки. Литву заслуженно называли «фотографической республикой»: в 1969 году здесь было организовано первое официальное и единственное на многие годы во всем Советском Союзе Общество фотохудожников.

В том же году в Центральном доме журналиста в Москве показали легендарную выставку «9 литовских фотографов», которая стала определяющим событием в формировании школы.

Работы литовских авторов отличались свободным подходом к выбору художественных приемов (резкие ракурсы, крупные планы, жесткая графичность, широкая оптика) и в то же время ярко выраженными национальной эстетикой и тематикой.

Это удивительным образом соседствовало с самобытностью стиля каждого автора. И каждый, оставаясь в рамках своего стиля или жанра, был проводником и визуально воплощал genius loci (лат. гений места), был хранителем особого духа, присущего только литовской земле и литовской культуре.

В отличие от остального советского репортажа, в фотографиях литовских авторов никогда не было возвеличивания «героя», нарочитой парадности жизни — а только ее естественная, искренняя сторона и стремление показать общность и целостность литовского народа.

Гений места способен проявить себя в тысяче разных образов: в наполненных красотой и чистотой «Цветах среди цветов» Р. Дихавичюса, в неповторимых облаках над пригородом Вильнюса А. Кунчюса, в искренней духовной жизни глубинки, запечатленной в серии «Паломничества/Сельские праздники» Р. Пожерскисом, в беззаботном летнем «Пляже» А. Мацияускаса.

2. Ромуальдас Пожерскис. Гора крестов. 1989

3. Антанас Суткус. Песенный фестиваль. День Танцев. Вильнюс. 1975

Дух места — в пронзительных взглядах детей из цикла «Люди Литвы» А. Суткуса и в почти пикториальных актах А. Межанскаса, где женская красота растворяется в красоте леса, в поэтичном «Цветении» Р. Ракаускаса, в минималистичных дюнах А. Завадскиса и мистических лесных пейзажах Й. Кальвялиса.

В очень личной, экзистенциальной, фотографии В. Шонты и оптимистичных фотоочерках М. Баранаускаса, жанровых зарисовках Р. Аугнуса и эстетских коллажах В. Бутырина. Наконец, в знаменитых пронзительных портретах В. Луцкуса. Сложно представить, чтобы эти снимки были сделаны где-то еще, кроме Литвы. На них, несомненно, читается Место. Место имеет значение. Это не просто географический или национальный маркер, но ключ к объединению разных авторов; позиция, заявленная либо открыто, либо глубинно, между строк.

В Белом зале Центра фотографии были представлены работы Вацловаса Страукаса, который в ноябре 2013 года отпраздновал свое 90-летие. Творчество этого лирического реалиста от фотографии неразрывно связано с родной приморской Клайпедой и ее людьми.

В экспозицию, которая была подготовлена совместно с Антанасом Суткусом, вошли три знаковых цикла, каждый из которых отсылает к определенному периоду в жизни автора: детству («Дюны»), юности («Молодая Клайпеда») и зрелому возрасту, времени работы учителем литературы («Последний звонок»).

В 2009 году Центр фотографии открыл серию проектов «Классики литовской фотографии» ретроспективой Александраса Мацияускаса, спустя год была показана большая выставка «Феномен Литовской школы. Западная фотография в СССР». Настоящий проект — продолжение серии и следующий этап в исследовании уникального феномена литовской школы фотографии.

4. Ромуальдас Ракаускас. Вильнюс.

5. Ромуальдас Пожерскис. Из серии «Литовские паломничества», город Кроже. 1974

6. Антанас Суткус. Первые литовские байкеры. Клайпеда. 1974

7. Александрас Мацияускас. Лето. 1982

8. Антанас Суткус. С отцовским велосипедом. 1969

Благодарим Ольгу Коровкину за помощь в подготовке материала.

Благодарим Центр фотографии имени братьев Люмьер за предоставленные для публикации фотографии.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Ну, ты попал в кадр! Камера Sony α6000 имеет 4D Focus, который заранее знает, куда пойдет объект съемки
2 декабря 2014
Новости

Ну, ты попал в кадр! Камера Sony α6000 имеет 4D Focus, который заранее знает, куда пойдет объект съемки

Компактная фотокамера Sony α6000 с самой быстрой автофокусировкой среди цифровых камер со сменными объективамиi представлена в белом цвете. Отличный новогодний подарок для каждого любителя фото. Для тех пользователей, кто хотел бы воспользоваться преимуществами, которые дают размеры и вес беззеркальной камеры, но не желают при этом жертвовать быстрой автофокусировкой, модель α6000 решает этот спорный вопрос - точная фокусировка всего за 0,06 секунды.

Фотограф Ман Рэй: дадаист, сюрреалист и модный портретист
3 сентября 2014
Обзоры

Фотограф Ман Рэй: дадаист, сюрреалист и модный портретист

Модернистский художник Эммануэль Радницкий, более известный как Ман Рэй, родился в Филадельфии (США) в 1890 году. Его работы в живописи, скульптуре, кино и фотографии помогли существенно расширить определение «авангардное искусство ХХ века». Выставка «Ман Рэй. Портреты» открыта этой осенью в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Она является первой крупной ретроспективой Ман Рэя в России и сосредотачивается исключительно на портретной фотографии. Работы на выставке представлены хронологически, в соответствии с основными этапами творчества художника: «Нью-Йорк», «Париж», «Голливуд».

Новинки ARCHOS приходят в Россию
30 ноября 2016
Новости

Новинки ARCHOS приходят в Россию

Компания ARCHOS, европейский производитель мобильных устройств и «умных» гаджетов, объявляет о начале продаж в России смартфона ARCHOS 55 Diamond Selfie и планшета ARCHOS 80 Oxygen. Новинки, сочетающие высокую производительность, оригинальный дизайн, отличные пользовательские характеристики и демократичную цену, уже доступны в дистрибьюторских сетях компаний-партнеров ARCHOS.

Audioengine W3 – стереокачество музыки по Wi-Fi стало реальностью!
25 сентября 2014
Новости

Audioengine W3 – стереокачество музыки по Wi-Fi стало реальностью!

OOO«Дистрибуторская компания Графитек», 24 сентября 2014, Москва –Компания Audioengine анонсирует появление в России беспроводного аудиоадаптера премиум-класса Audioengine W3. Новинка воспроизводит музыку по беспроводной сети с любого аудиоустройства или компьютера на активные колонки Audioengine, усилитель или активный сабвуфер. W3 обеспечивает передачу стереозвука в идеальном качестве, избегая любого шума или провалов!

Тест CD-проигрывателя Marantz CD6002
30 мая 2013
Тесты

Тест CD-проигрывателя Marantz CD6002

Вне зависимости от жанра музыки проигрыватель выдает нейтральное звучание. Эмоционального взрыва музыка не вызывает, но и сильной досады от недочетов не испытываешь. Большим досто-инством проигрывателя является возможность воспроизведения записей популярных компрессированных форматов mp3 и WMA.

NEC продемонстрировала на ISE 2018 «Впечатления без границ»
5 марта 2018
Новости

NEC продемонстрировала на ISE 2018 «Впечатления без границ»

NEC Display Solutions Europe продемонстрировала новые дисплейные и проекторные технологии, создающие «Впечатления без границ» (Endless Impressions) на выставке-рекордсмене ISE 2018. Ежегодная выставка в Амстердаме стала самой посещаемой в этом году, а стенд NEC оказался одним из самых популярных на ней, поскольку посетителям хотелось познакомиться с будущим цифровых дисплеев. Стенд был организован по трем отдельным направлениям, включая технологии для цифровых вывесок и розничной торговли («Engage»), корпоративных совещаний и конференций («Connect») и больших площадок и залов («Impress»).

Зеркальная камера Nikon D5500: в сухом остатке - хорошая съемка
1 декабря 2015
Обзоры

Зеркальная камера Nikon D5500: в сухом остатке - хорошая съемка

Итак, новая зеркальная камера Nikon D5500 ушла в большое плавание на свободный рынок. Проведя с новинкой больше месяца, испробовав ее практически во всех ситуациях, в каких только может оказаться пытливый и въедливый фотограф, хочу четко осмыслить, что же осталось в сухом остатке, когда камера вернулась к своему производителю?

Мини-обзор компактных фотокамер Fujifilm FinePix F850EXR/F900EXR
18 августа 2014
Обзоры

Мини-обзор компактных фотокамер Fujifilm FinePix F850EXR/F900EXR

Карманные компакты с мощными зумами с самого начала виделись наиболее вероятными жителями нового мира, где любительская фотография в массе своей оказалась захвачена встроенными камерами смартфонов. Небольшой фотоаппарат оказывается здесь в этом случае намного функциональнее и удобнее камерафона, и достаточно обеспечить карманному ультразуму выход в Сеть, чтобы обеспечить ему место под солнцем в новых условиях. Камеры Fujifilm серии F оказались одними из самых удачных воплощений подобных устройств.

Смартфон Fly IQ446 Magic: умные технологии для тебя
13 февраля 2013
Новости

Смартфон Fly IQ446 Magic: умные технологии для тебя

Бренд Fly представляет свой первый четырехъядерный смартфон на платформе Android 4.1 Jelly Bean. В Fly IQ446 Magic все продумано для удобства пользователя: от высокопроизводительного четырехъядерного процессора с частотой каждого ядра 1,2 ГГц до 4,5’’ IPS-дисплея и камеры 8 Мпикс. Fly IQ446 Magic уже доступен в розничных сетях по рекомендованной цене 9990 рублей.

Canon разрабатывает новое поколение адаптеров для зеркальных камер
14 декабря 2017
Новости

Canon разрабатывает новое поколение адаптеров для зеркальных камер

Согласно патентным данным, в конструкцию нового адаптера включён "вторичный блок регулировки количества света". Это указывает на то, что адаптер получит встроенную функцию управления диафрагмой при использовании объективов EF / EF-S на EOS M Mount.