Девушка с веслом начала двигаться… Спортивная фотожурналистика в России. Часть I. Конец XIX - первая половина XX века

В течение последних полутора веков значение спорта в мире растет удивительными темпами — от почти закрытых, элитарных клубов, доступных только высокообразованным и состоятельным людям в XIX веке, до массового увлечения спортом во всех уголках Земного шара. Параллельно с этим активно развивается спортивная журналистика и важная ее составляющая часть — спортивная фотография. Именно в спорте фотография востребована как нигде: визуально показать момент забитого гола, финиш победителя или эмоции ликующих спортсменов и зрителей намного важнее, чем написать несколько абзацев текста об этом.

Текст: Мария ВАЩУК (РИА Новости)

Благодарим группу «РИА Новости»
за предоставленные для публикации фотографии.

 

1. Г. Зельма/РИА Новости. Первые физкультурники. Мальчик выполняет упражнение на самодельном турнике. 1924

 

Спортивная съемка всегда была в авангарде технического развития фотографии. Многие приемы, которые используют фотографы в документальной, коммерческой или арт-фотографии первоначально были открыты, опробованы и использованы в спорте. Часто важные усовершенствования и новации появляются именно у спортивных фотографов и «обкатываются» на спортивных соревнованиях. И сейчас производители профессиональной техники стараются выпускать новые репортажные камеры в преддверии крупных спортивных событий.

 

Спортивная фотография в Российской Империи

В XIX веке появляется такое понятие, как досуг, — свободное времяпрепровождение, не нацеленное на обеспечение собственного существования либо на получение выгоды. Тогда же и появляется интерес к спортивным мероприятиям, и вообще возникает такое понятие, как «спорт». Первоначально заниматься им могли только очень состоятельные люди, поэтому первые виды спорта были очень аристократичны: скачки, гольф, очень популярная в то время борьба, позднее велоспорт, коньки и прочее.

 

>

2. Иван Шагин/РИА Новости. Физкультурный парад на Красной площади. 1932

 

Фотографы того времени были сильно скованы техническими возможностями фотографии: громоздкие камеры, длительные выдержки делали практически невозможной событийную, репортажную съемку. Только ближе к концу века, с появлением первых «переносных» камер, фотографы начинают снимать мероприятия на улицах. Однако запросы и потребность именно в репортажных кадрах ощущались достаточно явно. Например, уже в журнале «Нива» в 1893 году публикуется один из первых иллюстрированных репортажей о прошедших спортивных состязаниях в Санкт Петербурге.

По снимкам того времени еще нельзя говорить о передаче динамики, выразительных фазах движения или о взвешенной композиции — пока оценим сам факт создания «моментального» спортивного снимка, фиксации не постановочного, реального события.

Кстати, фотографии финиширующих спортсменов появились уже тогда. Фотография очень быстро определила себя как отличный документатор происходящего — а это очень важно именно в спорте.

 

4. В. Красинская/РИА Новости. Метательница диска Мария Шаманова. 1928

 

«Лейка» и массовость спорта в СССР

В XX веке отношение к спорту сильно изменилось. Он становится интересен огромной аудитории и постепенно превращается в важное явление общественной жизни. Это было характерно для многих стран того времени: активно развивается международное Олимпийское движение, в Америке в начале века большую популярность приобретает массовый спорт, и буквально расцветает спортивная журналистика.

В СССР же спорт не просто стал одним из вариантов проведения досуга, но и получил важное идеологическое значение: символизировал раскрепощение народных масс, наступление нового времени, изменения общей парадигмы восприятия человека и общества.

«… После революции прорыв людей к спорту был одновременно и социальным освобождением… «Теперь и мы спортсмены!» Тогда особенно любили массовые ритмические шествия, перестроения, групповые пирамиды. Человек раскрепощал себя, свое тело… Спорт носил характер коллективного действия» (Из воспоминаний Варвары Родченко, 1977).

Для создания нового визуального образа мира требовались новые визуальные решения. В это время получает большое распространение объектив-анастигмат, обеспечивающий четкий рисунок без искажений по всей плоскости кадра, роликовая пленка заменяет одиночные пластинки, предоставляя возможность фотографу делать подряд сразу несколько кадров. А изобретение легких дальномерных камер (самая известная из них — Leica) дает фотографу недоступную ранее мобильность.

Все это повлияло на сам способ «видения» фотографов. Фотографы активно выходят на улицы и начинают искать новые варианты уже привычных сюжетов.

 

3. В. Красинская/РИА Новости. Прыгунья с шестом Милица Голдобина. 1928

 

В самой компоновке кадра произошли большие изменения: появились острые ракурсы, придающие динамичность снимкам, более плотная компоновка, распределение сюжетно важных моментов фотографии по всей плоскости кадра.

Одной из самых интересных задач для фотографа того времени — передача на фотографии реального движения. Чаще всего через фрагментарность композиции и максимально возможное приближение к объекту. Это как бы «копировало» отрывочное восприятие человеческим глазом движение объекта. К этому же периоду относятся первые попытки передать движение, экспериментируя со скоростью затвора.

Чуть размазанные из-за длительной выдержки объекты или съемка с проводкой (вдоль движения спортсмена) до сих пор используются в спортивной фотографии, а тогда, по сути, это было единственной возможностью сделать фотографии в наиболее важный момент, когда скорость спортсменов достигает максимального значения.

Важной особенностью спортивной фотографии 1930-х годов была сама организация работы фотографа на соревнованиях. Фотографа почти не ограничивали ни в месте съемки, ни в передвижении по полю. Он мог стоять сразу за воротами, находиться за спинами легкоатлетов во время старта. Если это был футбол или ему подобные виды спорта, то фотограф старался следовать за движением игры, предвидя, с какой точки наиболее выгодно будет снять конкретный сюжет.

Именно поэтому тогда была и совершенно другая техника съемки: спорт снимали объективами со средним фокусным расстоянием, старясь максимально приблизиться к объекту съемки. Использование короткофокусной оптики (телеобъективы в то время не только не были изобретены, но в них даже не чувствовалась необходимость), а порой даже широкоугольной давало совсем другие перспективу и глубину резкости, в связи с чем спортивные фотографии тех лет принципиально отличаются от современных кадров.

 

5. Д. Дебабов/РИА Новости. Братья Знаменские на старте. 1935

 

Таким образом, спортивная фотография начала XX века сделала большой шаг в сторону развития скорости фиксации событий. Фотографу по-прежнему сложно поймать «решающий момент» — яркий визуальный образ события. Но уже есть вполне реальные возможности зафиксировать наиболее важный сюжетный момент соревнований (прыжок атлета, старт лошадей на скачках, забитый гол). Однако это требует от фотографов колоссального напряжения, концентрации, опыта и отточенных технических навыков.

При полностью ручных настройках камеры (резкость, выдержка, диафрагма, перемотка пленки) удачей становится сам факт создания технически качественного (резкого) снимка нужного момента. Но фотограф в это время ограничен в возможностях поиска интересных художественных решений. Поэтому многие спортивные, удачные для своего времени, снимки сегодня нам кажутся недоделанными и немыслимыми в современной периодической печати: отрезанные головы, ноги и руки, пестрый фон, пересечение фигур на втором плане — все это пока не контролируется фотографом при съемке, и чаще всего находится даже вне сферы его внимания.

 

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Обзор DLP-проектора Optoma ZX210ST
18 декабря 2013
Обзоры

Обзор DLP-проектора Optoma ZX210ST

В разработках безламповых проекторов компания Optoma отнюдь не новичок, на её счету уже не одно поколение LED-проекторов. Однако ZX210ST — одна из первых моделей Optoma, созданных по гибридной лазерно-светодиодной технологии LED+. Источник света служит, как и LED, до 20000 часов, при этом мощность его значительно выше, чем у обычных светодиодных моделей, и достигает 2000 ANSI-Lm. Также аппарат отличается выдающимся уровнем контрастности — 100000:1.

Фотокритика
29 марта 2011
Обзоры

Фотокритика

Раздел «Фотокритика» посвящен разбору и анализу фотографий, присланных в редакцию нашими читателями. В этом разделе как начинающие, так и опытные фотографы могут получить профессиональные рекомендации по вопросам практической фотосъемки, композиции и освещения. Отправляя нам свои фотографии (размер 10×15 см, разрешение не ниже 250 dpi) по почте, не забудьте сделать пометку «Фотокритика».

Canon расширяет модельный ряд EOS, выпуская зеркальную и беззеркальную камеры с высокой скоростью съемки и потрясающим разрешением
28 августа 2019
Новости

Canon расширяет модельный ряд EOS, выпуская зеркальную и беззеркальную камеры с высокой скоростью съемки и потрясающим разрешением

Компания Canon объявила о выпуске двух камер — зеркальной EOS 90D и беззеркальной EOS M6 Mark II — с высокой скоростью съемки и высоким разрешением. Новые модели созданы, чтобы помочь увлеченным любителям фотографии выйти на новый уровень мастерства. Новинка EOS 90D — быстрая и надежная зеркальная камера с прочным корпусом в привычном дизайне — идеально подойдет для съемки спортивных соревнований или диких животных. В свою очередь, EOS M6 Mark II — это спутник на каждый день и для любых случаев: компактная, но мощная беззеркальная камера, отличающаяся великолепной четкостью съемки.

Nikon примет участие в ежегодной выставке ФОТОФОРУМ-2019
8 апреля 2019
Новости

Nikon примет участие в ежегодной выставке ФОТОФОРУМ-2019

Компания Nikon представит свой стенд на крупнейшем международном фотособытии – выставке ФОТОФОРУМ-2019, которая пройдёт с 11 по 13 апреля 2019 года в Москве в Крокус Экспо. Гости смогут протестировать не только флагманы от Nikon – беззеркальные Z6 и Z7 и зеркальную D850, – но и актуальную линейку объективов к ним, а также – посетить творческие встречи с амбассадорами компании.

Canon выпустила прошивку для камеры EOS M50
8 августа 2018
Новости

Canon выпустила прошивку для камеры EOS M50

Компания Canon выпустила прошивку версии 1.01 для беззеркальной камеры формата APS-C EOS M50. Прошивка исправляет ошибку, возникавшую при переносе изображений с камеры на смартфон.

Компактная фотокамера Samsung ST72: поддержка записи видео высокой четкости делает новую камеру идеальным компаньоном
16 января 2013
Новости

Компактная фотокамера Samsung ST72: поддержка записи видео высокой четкости делает новую камеру идеальным компаньоном

Компания Samsung Electronics представила новую цифровую фотокамеру Samsung ST72 в рамках выставки потребительской электроники Consumer Electronics Show (CES) 2013. Samsung ST72 — это компактная и стильная камера, специально разработанная для получения ярких и насыщенных изображений, а также видео в формате высокой четкости (HD). Оснащенная 16,2 Мпикс CCD-сенсором и 25 мм широкоугольным объективом с фокусным расстоянием F2.5 и 5-ти кратным оптическим зумом,..

Canon выпускает объектив EF 50mm f/1.8 STM для портретной съёмки
13 мая 2015
Новости

Canon выпускает объектив EF 50mm f/1.8 STM для портретной съёмки

Canon представляет EF 50mm f/1.8 STM — новый объектив с фиксированным фокусным расстоянием, позволяющий эффектно выделить объект съемки за счет размытого фона. Он приходит на смену популярнейшей модели EF 50mm f/1.8 II и станет идеальным вторым объективом для любого фотографа, который стремится к творческому росту. Благодаря большой максимальной диафрагме f/1.8 и фокусному расстоянию 50 мм новый объектив великолепно подойдет для портретной фотографии и съемки при слабой освещенности, а также поможет показать обыденные объекты и сцены по-новому. Кроме того, объектив идеален для съёмки видео за счет быстрой и бесшумной фокусировки.

Так держать!
28 ноября 2005
Обзоры

Так держать!

Штативы вполне можно признать самой консервативной частью экипировки фотографа, ведь в фотографии они применяются с самых первых ее шагов, то есть более века тому назад. Впрочем, это не удивительно. Штативы, наверное, единственная фотографическая принадлежность, которая даже в ходе «цифровой революции» претерпела наименьшее изменение.

Магия без зеркала: Panasonic представил системную камеру LUMIX DMC-G7 с поддержкой 4K-видео
19 мая 2015
Новости

Магия без зеркала: Panasonic представил системную камеру LUMIX DMC-G7 с поддержкой 4K-видео

Москва, 18 мая 2015 года — Компания Panasonic представила новую цифровую беззеркальную камеру в линейке моделей LUMIX G, фотоаппарат DMC-G7. Новинка, несмотря на компактные размеры, получила поддержку 4K видео и функцию 4K Фото. Новая камера Panasonic LUMIX DMC-G7 поддерживает полноценную возможность записи 4K-видео с разрешением 3840×2160 пикселей со скоростью 25p (50 Гц) или 24p в формате MP4. Поддержка такого высокого разрешения позволила реализовать возможность фотосъемки со скоростью 25 к/с с качеством в эквиваленте 8 Мп...

Исследование антивирусов для macOS
24 июля 2018
Обзоры

Исследование антивирусов для macOS

Роскачество совместно с Международной ассамблеей организаций потребительских испытаний (ICRT – International Consumer Research and Testing Ltd), провело исследование антивирусов для операционной системы macOS. Были проверены 10 наиболее востребованных программ от 10 производителей. Каждый антивирус оценивался по 200 показателям, которые были разделены на три группы.