Зимой 2004 года редакция журнала «Техника для бизнеса» провела так называемый «полевой тест» радиотелефона Siemens Gigaset C100 c целью проверить его на «совместимость» с АТС города Москвы.
Теоретически проводить подобные исследования бессмысленно — ведь однозначным подтверждением работоспособности аппарата в наших условиях служит сертификат соответствия, выданный уполномоченной организацией. Правда, на практике все не так просто. На многих радиорынках продавцы предупреждают, что аппарат функционирует не на всех московских АТС. И демонстрируют «черный список», в котором не один десяток номеров. По их утверждениям, он составлен на основе статистики обращений покупателей по поводу некорректной работы приобретенной техники.
Формально подобная ситуация возникает лишь в одном случае — при покупке так называемого «серого» аппарата, не прошедшего сертификацию. Его работоспособность в наших телефонных сетях не возьмется гарантировать никто. Так что, решившись на приобретение, необходимо удостовериться, что модель имеет сертификат и предназначена для продажи на территории России. Для этого достаточно проверить серийный номер на коробке, убедиться в наличии русскоязычной инструкции и наклеек Ростеста. Однако порой возникает совсем уж парадоксальная ситуация, когда предупреждения о возможной некорректной работе звучат в адрес сертифицированного экземпляра.
Как уже говорилось, с теоретической точки зрения это абсурдно. Тем не менее в Москве действуют АТС различных типов, в том числе «древние» шаговые станции, разработанные еще в 30-х годах прошлого века. Очень много координатных, более совершенных, но тоже безнадежно устаревших. Доля современных электронных и относительно современных координатно-усовершенствованных станций не так велика, как хотелось бы (по разным данным, от 40 до 70 процентов). Получается, что не менее 30 процентов московских АТС устарели, порядком изношены и не способны обеспечить качественную связь. К ним-то в основном и относятся номера из пресловутого «черного списка».
Есть еще одна тонкость — спаренные линии. Их и в Москве, и по всей России огромное количество. И порой телефоны, подключенные к таким линиям, не подают сигнал вызова (хотя, если вдруг в такой момент снять трубку, связь устанавливается). Поэтому при разработке методики тестирования мы решили проконтролировать функционирование Gigaset С100 как на АТС различных типов, так и на разных линиях.
Понятно, что проверить аппарат на совместимость со всеми АТС Москвы нереально — их количество исчисляется сотнями. Но этого и не требуется — достаточно «прощупать» лишь часть, главное — чтобы среди них были станции все типов, какие только есть в столице. Еще одно условие — «прозвонить» максимальное количество телефонных узлов (их в Москве 11).
Исходя из этих предпосылок, определили необходимую и, на наш взгляд, достаточную цифру — 100 АТС. Результаты, полученные при такой выборке, вполне репрезентативны: если они верны для сотни станций, то с высокой точностью верны и для всей Москвы. Более того, они без потери достоверности могут быть распространены и на другие города, например, на Санкт-Петербург.
Метод проверки был самым простым — Gigaset С100 подключали к телефонной линии и звонили с него на городской номер. Далее следовал обратный звонок. Во время теста следили, чтобы выполнялись следующие условия:
• после подключения в трубке слышен тоновый сигнал;
• номер набирается;
• связь устанавливается;
• если один из абонентов замолкает, связь не обрывается;
• при обратном звонке телефон подает сигнал вызова, как ему и положено.
Невыполнение даже одного из перечисленных условий подтвердило бы обоснованность утверждений «радиорыночных» продавцов о возможности некорректной работы аппарата. Но за все время проверки не было зафиксировано ни одного такого случая. На всех проверенных АТС аппарат работал абсолютно адекватно, без единого сбоя. Причем значительная часть проверенных номеров «висела» на спаренных линиях, но и это обстоятельство никак не повлияло на результаты. Siemens Gigaset C100 корректно функционирует на всех АТС и на всех линиях.
Список проверенных станций с указанием их типа приведен ниже. Сведения о типах АТС взяты из неофициальных источников, поэтому гарантировать их абсолютную достоверность мы не вправе. Однако мы возьмемся смело утверждать, что Gigaset С100 «дружит» со станциями всех типов, и даже серьезные погрешности в определении нами типа АТС конечного результата не изменят.
В качестве «лирического отступления» хотелось бы упомянуть отлаженную систему информационной поддержки пользователей радиотелефонов Siemens. Справочные материалы не ограничены одной только инструкцией — есть телефонная служба технической поддержки (8-800-200-1010). В ходе теста нам довелось воспользоваться ее услугами, причем звонить приходилось в самое разное время суток — и утром, и поздним вечером, и в рабочие дни, и по выходным. Дозвониться удавалось всегда, причем с первого раза. Чувствовалось, что консультанты действительно разбираются в технике, а не листают инструкцию, параллельно общаясь с пользователем.
Комментарии